Правовой режим земель запаса

Содержание

Земли запаса: описание, состав и правовой режим в 2021 году

Правовой режим земель запаса
Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.

Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.

Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности.

К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них.

Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения.

Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности.

Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Перевод земель в другую категорию

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение.

Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях.

Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-zapasa.html

Правовой режим земель запаса

Правовой режим земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные для использования гражданам или юридическим лицам, за исключением земельного фонда перераспределения, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ (ст. 103 ЗК РФ).

Землями запаса считаются все государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование или аренду конкретным субъектам, а также земельные участки (и земельные доли), выкупленные у собственников органами государственной власти или местного самоуправления.

К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по решению судов, компетентных государственных органов или органов местного самоуправления, при добровольном отказе, истечении срока предоставления и изъятии за нарушение земельного законодательства.

В случае отказа сельскохозяйственной коммерче­ской организации от использования невостребованных земельных долей они также временно переходят в категорию земель запаса.

Земли запаса – это самостоятельная категория земель в едином земельном фонде Российской Федерации. В основном это свободные или неосвоенные земли, т. е. не включенные в хозяйственную эксплуатацию.

Они служат резервом для предоставления участков для различных государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Это означает, что предоставление земель запаса в собственность или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам влечет их переход в другие категории в зависимости от цели предоставления.

По площади эта категория земель занимает третье место, уступая лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда, и составляет 6,4% земельного фонда страны. Однако расположены они прежде всего в необжитых районах с тундровыми почвами Крайнего Севера, Дальнего Востока и Алтая.

Что касается хозяйственно-развитых районов страны, то здесь площадь земель данной категории весьма незначительна. В зависимости от вида собственности на землю, земельный запас может быть федерального, ре­гионального и местного значения. Земли запаса находятся в непрерывной динамике.

Они могут пополняться за счет изъятия у собственников и землепользователей в порядке, установленном законодательством, за счет возврата земель в связи с истечением срока пользования, минования надобности в них или добровольного отказа.

В то же время они постоянно уменьшаются на число земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

Управление землями запаса практически сводится к осуществлению функции распределения их, т. е. предоставления конкретным субъектам, и охраны.

Земельные участки из состава земель запаса могут передаваться в собственность, постоянное пользование, аренду, временное пользование теми исполнительными органами власти или органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, независимо от размеров и целевого назначения предоставленных земель, за исключением следующих случаев:

1) земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются администрацией соответствующего района независимо от того, где они расположены;

2) земельные участки для строительства объектов областного, краевого, республиканского, регионального и межрегионального значения предоставляются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Земли запаса являются государственной (или муниципальной) собственностью, поэтому все мероприятия по их охране, улучшению, выявлению новых территорий для сельскохозяйственного и иного народнохозяйственного освоения, отвода участков в натуре; проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий осуществляются за счет средств бюджета.

Использование земель запаса осуществляется в порядке распределения их для государственных, муниципальных, общественных, личных и иных нужд.

Земли запаса, включенные в фонд перераспределения, предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, животноводства, дачного и индивидуального жилищного строительства.

В этих случаях земельные участки могут предоставляться в собственность граждан в установленном порядке бесплатно или за плату в пределах установленных норм. Они могут передаваться также по решению местной администрации в аренду для использования в тех же целях.

Часть земель запаса используется гражданами или их объединениями в качестве огородов, для сенокошения и для выпаса скота. В таких случаях земельные участки передаются в краткосрочную аренду (до 5 лет) или в безвозмездное срочное пользование (до 1 года). По истечении указанного срока участки возвращаются в состав запаса.

Земли запаса, не пригодные для сельскохозяйственного использования, могут передаваться предприятиям, организациям, учреждениям в аренду или безвозмездное срочное пользование для различных нужд.

Невостребованные участки земли остаются в составе запаса в качестве резервной территории.

Законодательством Российской Федерации предусматривается как включение в земли запаса различных видов и категорий земель, так и их использование.

В соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными про­мышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555, земли, вы­веденные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут пе­реводиться в земельный запас .

На основании Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659 об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

По Указу Президента РФ “Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы” от 16 апреля 1996 г.

№ 564 и Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования от 8 июня 1996 г.

№ 667 это фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Согласно Постановлению Правительства РФ об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования от 14 марта 1995 г.

№ 249 этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Из этого же целевого земельного фонда могут выделяться участки со­гласно Указу Президента РФ “О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, вы­езжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” от 2 февраля 1996 г. № 135.

В настоящее время готовится законопроект о резервировании земель для строительства.

Источник: https://studopedia.ru/11_228791_pravovoe-regulirovanie-zemel-rekreatsionnogo-naznacheniya.html

Земли запаса – что это такое, порядок использования и смены категории

Правовой режим земель запаса

Все земли на территории РФ распределены по категориям. Одна из них называется «земли запаса». Разберемся в статье, что такое земли запаса, каков и правовой режим использования и как изменить эту категорию на другую.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, земли запаса принадлежат государству или муниципалитету. Эти территории не передавались в частную собственность. Исключение – перераспределенные земельные участки.

Правовой режим земель запаса

Вопросы использования и распределения земель запаса регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ № 172 «О переводе земель из одной категории в другую» и нормативными актами субъектов федерации.

Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.

Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.

Земли запаса нельзя считать бесхозными. Такие участки всегда принадлежат государству или муниципалитету и прошли процедуру постановки на кадастровый учет. Они не могут предоставляться в пользование физических лиц или организаций до изменения категории.

Помимо земель запаса, есть похожая категория – законсервированные земли. Можно подумать, что эти группы аналогичны. Однако в отличие от земель запаса законсервированные участки не могут быть предоставлены в пользование. Они требуются для обеспечения экологической безопасности страны или служат другим целям.

Земельный участки из запаса часто включаются в различные фонды и в дальнейшем передаются гражданам в пользование на правах долгосрочной аренды с целью создания крестьянско-фермерских хозяйств. Также допускается выкуп территорий в рамках проведения торгов.

Неиспользуемые земли запаса

К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.

Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.

Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.

Правила использования земель запаса

Итак, земли запаса относятся к особой категории, и их эксплуатация имеет определенны правила. Без перевода в другую категорию допускается использование таких территорий, если:

  • объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
  • участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
  • сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.

Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.

Изменение категории и вида разрешенного использования

Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.

Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.

Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:

  • сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
  • населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
  • промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
  • охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
  • лесной и водный фонд.

Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:

  • данные заявителя;
  • идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
  • существующую категорию;
  • желаемую категорию;
  • причину необходимости перевода.

К заявлению прикладываются:

  • общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
  • выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
  • заключение экологической экспертизы.

Документы рассматриваются в течение 30-ти дней. Заявителю могут отказать по обоснованным причинам. В случае отрицательного решения отказ должен быть оформлен в письменной форме.

Причины для отказа могут быть следующими:

  1. Заявитель не имеет права на подачу ходатайства в отношении земли.
  2. Поданные документы не соответствуют нормам действующего законодательства.

Если отказ не обоснован или заявитель с ним не согласен, он может обжаловать его в судебном порядке.

При принятии положительного решения заявитель получит на руки соответствующий акт о присвоении категории. В нем также будет прописана причина для такой корректировки и сведения о земельном участке.

С полученным актом необходимо обратиться в Росреестр или территориальное МФЦ по месту расположения земельного участка для внесения измененных данных в реестр. Регистрация изменений осуществляется в течение 5-7 рабочих дней. После этого нужно повторно явиться в учреждение и получить обновленную выписку из ЕГРН.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, что такое земли запаса. При грамотном подходе профессионального юриста такие участки могут быть переведены в другую категорию и использоваться по предполагаемому назначению и приносить пользу владельцу и государству.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-zapasa/

Земли запаса

Правовой режим земель запаса
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Земли запаса: правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

Правовой режим земель запаса

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения о землях запаса

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.

Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Важно! Теперь в течение 1 минуты вы можете выяснить какой из нескольких банков и на каких условиях, выдаст вам ипотеку. Одна заявка полетит сразу в 6 банков! А вам, в худшем случае, придет смс что в ипотечном кредите отказано или перезвонит менеджер банка с одобренным кредитом.

Паспорт не нужен. Одобрение 70% заявок обратившихся. Не устроят условия по ипотеке — откажетесь от получения. Сервис подбора кредита на нашем сайте проверен! Не реклама! САМИ им пользуемся.

Оформить заявку можно кликнув здесь      А оформить заявку на потребительский кредит от 15% годовых, без паспорта можно здесь

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда земель запаса

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.

Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Вам также может понравиться

Источник: https://domovik.guru/zemlya/chast-neispolzuemoj-territorii-v-strane-eto-zemli-zapasa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.