Право зарождается

Происхождение и сущность права

Право зарождается

Для того чтобы понять истинную сущность такого сложного явления, как право, необходимо изучить весь процесс его формирования и развития, включая теории происхождения.

Происхождение права

В племенных общинах социальные связи строились на общепринятых нормах морали (например, табу на инцест). Это было необходимо для выживания рода. И наказание являлось весьма суровым – изгнание, что приравнивалось к смерти.

Важную роль сыграли обычаи (например, обряд инициации – посвящения мальчика в мужчину) и верования (сначала язычницкие – жертвоприношения, а позже религиозные).

Именно эти устои послужили фундаментом для установления права как такого.

Племена разрастались, объединялись или смешивались из-за постоянных войн и порабощения. Кровные связи теряли свою силу. Возникали первые прообразы государств. Многие учение считают, что право возникло одновременно с формированием государственного строя. Теологи настаивают на божественном происхождении государства и права соответственно.

Теория 1

Исходя из теории насилия, племена завоевывали друг друга и навязывали свои устои, свои правила. В противовес насильственной существует теория договорного права (естественного). Ее суть заключается в том, что люди понимали необходимость регулирования социальных взаимоотношений извне, поэтому передали государству полномочия решать споры и защищать естественные права.

Иная теория – органическая – настаивает на эволюционном развитии права.

Понятие «право»

Право – понятие довольно размытое и многогранное. Каждый может трактовать его по-своему, но существуют также общепринятые определения.

Определение 1

Право, как категория объективная, в классическом понимании, являет собой совокупность норм всех отраслей.

Однако право не следует загонять в рамки закона, оно намного шире.

Пример 1

Так, например, руководствуясь общими принципами, верховенство права может исключить верховенство закона, если буква закона противоречит духу права. То есть формальный текст закона не отображает суть права как критерия справедливости.

Замечание 1

Право, как категория субъективная, представлено в виде социально-правовых притязаний (то, на что мы претендуем).

Первый уровень представлен нашими природными правами (например, на жизнь), далее идут экономические (на труд, на собственность) и гражданско-политические (на свободу слова, избирательное право и т.д.). Здесь важно помнить о том, что права одного лица заканчиваются там, где начинаются права другого.

Опиши задание

Фукнкции права

Право выполняет ряд функций:

  • регуляторная (напр., рациональное распределения благ между населением);
  • охранная (напр., природоохранная);
  • компенсационная (позволяет рассчитать вероятный размер причиненного вреда и возместить убытки, зачастую применяется в гражданских правоотношениях) и др.

Определение 2

Наименьшая структурная единица права – норма – мера допустимого поведения, выходя за рамки которого к лицу могут применяться юридические санкции.

Правовые нормы закреплены в источниках права – конституциях, международных договорах, законах, в решениях судов (прецедент).

Право всегда идет рука об руку с обязанностями. Если говорить о праве, как о допустимом поведении, у нас есть некая свобода в выборе действий, в виде деятельности. Обязанность же заключается в надлежащем поведении, которого мы должны придерживаться. Объем прав и обязанностей зависит от наличия право- и дееспособности, на что влияет возраст, душевное здоровье и другие факторы.

Определение 3

Часто люди путают понятие системы права и правовой системы. В первом случае мы имеем дело со структурой права (начиная от нормы и заканчивая определенной отраслью). Второе понятие включает в себя совокупность всех правовых явлений отдельного общества: субъектов, источники, идеологию, науку, юридическую, судебную практику и т.д.

Россия относится к романо-германской правовой семье. Также выделяют англо-американскую (Австралия, Новая Зеландия, США, Соединенное Королевство), религиозные (мусульманские, иудейские и др.) и традиционные правовые системы (африканские племена).

На формирование и развитие права влияет общий уровень правой осознанности и культуры, что заключается в уважительном отношении к закону и правам других людей, в готовности их соблюдать и охранять, а также в понимании необходимости существования такого социального регулятора. Воспитывать правовую культуру необходимо как на бытовом уровне, прививая ее детям, так и на образовательном – в школах и университетах.

Определение 4

Помимо социального и юридического определений, можно охарактеризовать право, как науку – совокупность взглядов, мнений и научных трудов ученых. Как учебную дисциплину в школах и высших учебных заведениях, в том числе специализированных.

Подводя итоги, можно сказать, что право – неотъемлемый элемент нашей жизни. Он сопровождает нас от момента рождения и до самой смерти. При этом регулирует все области как личной, так и общественной жизни: экономику, политику, образование, семейные отношения и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/proishozhdenie-i-suschnost-prava/

newinspire

Право зарождается

Ключевые слова: история, появления, права, пути, формирования

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права – без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право – единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было “божьим или дворцовым”, т.е.

принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Более того, в особой статье прямо указывалось: “Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить”.

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право – более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием.

Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/282-istoriya-poyavleniya-prava-i-puti-ego-formirovaniya.html

Теория государства и права

Право зарождается

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.

Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конфетного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. При нанесении побоев, увечья, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.

Вопрос о происхождении права, так же как и вопрос о происхождении государства, не имеет в современной отечественной теории государства и права однозначного решения.

Можно выделить три основных позиции.

Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования.

По мнению других, право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения.

Некоторые представители этой точки зрения считают, что возникновение права повлекло за собой возникновение государства, а силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.

Говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь — естественного или позитивного. Право естественное — это право в общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей.

Такие возможности складываются сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они закрепляются в обычаях. Позитивное право — это право в юридическом смысле.

Это установленные или санкционированные государством правила (нормы) поведения людей.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.

Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием.

С возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права — санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев — наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.

Создание юридических прецедентов — тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.

Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержатся юридические нормы — правила поведения, исходящие непосредственно от государства.

Источник: https://isfic.info/tgp/lipin10.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.