Право ребенка на образование статья

Нарушение права на образование

Право ребенка на образование статья

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г.

№ 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, незарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

    ИЗ ДОКУМЕНТА В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.
“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.Статья 43 Конституции РФ

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях.

Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории.

Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме: 

Новости по теме:

Источник: https://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Права ученика в школе и его обязанности. Обязанности школы

Право ребенка на образование статья

Права ученика в школе последнее время активно обсуждается в различных СМИ. Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства.

Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ученика в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником

Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. Статья 3 Конвенции о правах детей, которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт.

Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения – несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика

Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

Статья 209 часть 2 глава 13 Конституции РФ: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял.

Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории

Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования.

Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать.

Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися

Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей.

Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы

Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель – оплата всего этого ложится на плечи учащихся.

Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя.

Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников.

В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием.

Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории

В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой.

Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае, родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников.

Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

Примеров нарушения прав детей в образовательном заведении можно привести множество. Если родители считают, что права их ребенка нарушены, то следует поговорить с педагогом. Если взаимопонимания не возникнет, то нужно обратиться к администрации за разъяснениями.

Следующий шаг – жалоба директору учебного заведения, на которую должен быть получен письменный ответ с итогами разбирательства о предмете спора.

Если родители и администрация учебного заведения не нашли взаимопонимания, есть и вышестоящие инстанции, куда можно обратиться для защиты прав ребенка в школе.

Эти инстанции помогут принять меры. Нельзя оставлять факты ущемления прав ребенка в школе без разбирательства.

Юридическая ответственность касается исключительно индивидуума, на коллектив она не распространяется. Поэтому невозможно возбудить уголовное дело или подать гражданский иск на несколько человек, например, на весь класс или группу учителей, родителей. Зато каждого правонарушителя в отдельности можно привлечь к ответственности.

Кроме прав, есть еще и обязанности ребенка школьника:

  • Добросовестное отношение к учебе,
  • посещение обязательных уроков по расписанию;
  • бережное отношение к имуществу учебного заведения;
  • уважение чести и достоинства других учащихся и сотрудников школы;
  • выполнение требований работников учебного заведения о соблюдении внутреннего распорядка;
  • и так далее.

Обязанности школы также регламентируются.

Для учебного заведения эти правила прописаны в Уставе, локальных актах школы, а на государственном уровне – в Законе об образовании РФ.

Текст закона об образовании на сайте Правительства РФ

Источник: https://PoKodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-shkole.html

Право гражданина на образование

Право ребенка на образование статья

Автор инициативы: Александр Александрович Н.

Город: Увельский

Действующая редакция:

Статья 431. Каждый имеет право на образование.2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Обоснование автора (цитата):

По Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. 

Поправка к ч.1 ст.43:Ст.1.1 Получения образования осуществляется в интересах человека (ребенка), а также в интересах вторых (родителей) и третьих (которые воспитывают ребенка) лиц,а также интересах общества.2.

Право на образование – это право человека на получение определенных навыков, а также право на развитие и поддержание полнейшей жизнедеятельности (В условиях современного общества и его развития)3.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права,а также настоящей поправкой статьи 43 конституции РФ от (дата принятия),4.Основным актом, регулирующим отношения и конфликты в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г.

в редакции Федерального закона от 12 июля 1995г. Ст.1 В этом законе определена государственная политика в сфере образования.Ст.2 Сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1.

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. 2.Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.3.Порядок применения мер поощрения и взыскания регламентируется Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.4.

Возмещение материального и морального ущерба, причиненного детьми в порядке, определенном действующим законодательством.Или отказ от Возмещения ущерба (материального и морального) причиненногодетьми не в порядке, определенном действующим законодательством. 

5.Обучение в Школе не может быть политизированым, а должно воспитывать патриотизм и любовь к родине.

Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы. 

Ст.3 Ученики школы и их родители имеют свободу слова в конфликтной и сомнительной ситуации.1.Ненормативная лексика не является моральным ущербом для вторых (администрации школы) и третих (учителей школы) лиц.2.Ненормативная лексика является частью языка.3.Злоупотребление ненормативной лексикой в пределах школы наказуемо.

4.Ненормативная лексика ,не применима работниками Школы.

Ст.4 Привлечение обучающихся Школы без согласия обучающихся и их законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.1.Привлечение обучающихся Школы вне учебного года, без согласия родителейявляется нарушением статьи 43 конституции РФ.п.16 ст.

50 гласит: Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом 

ибо так называемая “отработка” во внеучебное время – дело сугубо добровольное, а склонение к “отработке”; является нарушением закона.

Поправка к ч.2 ст.43:ст.1.1. Конституцией гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 2.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. 

В соответствии с ч.3 ст.

5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. 

3. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. 

4. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона «Об образовании». 

Ограничения прав граждан на начальное-среднее образование является нарушением ч.1 ст.43 конституции РФ.

Ст.2.1 Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.

6 Закона «Об образовании». Ст.3.1 Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность: — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; — реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; 

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. 

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании». 
       

Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов: 

— дошкольных; — общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); — начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; — дополнительного образования взрослых; — специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; — дополнительного образования; — для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); — дополнительного образования детей; 

— других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс. 

Ст.4.1.Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 

В соответствии с ч.3 ст.

43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона «Об образовании»). Ст.1.1.Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени.2.Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. 
3.Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. 

Ст.2.1.Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги. по закону «Об образовании» финансирование расходов на учебники и учебные пособия — обязанность региона.

 «обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов».

2.Законно школа может требовать плату исключительно на дополнительные занятия, которые выходят за рамки основной программы.

На ремонт, учебники, оплату труда охранника или технички, покупку оборудования, мебели — нет. Всё это или обязанность муниципалитета, региона, либо самого учебного заведения.

Ст.3.1Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются необязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. 1.

Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих. 2.Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен. 

3.

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. 

Часть 5 ст.43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом. 1.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. 2.

Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации.

Федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план.

При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 3.Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании».

Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 

1.Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов. 

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.

10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Источник: https://www.Advokatorium.com/index.php/ru/predlozhit_proekt_zakona_zakonodatelnaya_initsiativa/pravo_grazhdanina_na_obrazovanie

Права и обязанности ребенка в школе – ответственность за нарушение

Право ребенка на образование статья

Право на получение образования приравнено к основным правам человека. Развитие личности, раскрытие способностей невозможно без обучения с первых лет жизни и до наступления взрослой фазы.

Право ребенка на образование

Высший Закон РФ гарантирует: каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, начиная с 3-х лет, по государственным стандартам. На основании регламентированных требований каждое школьное заведение имеет свой устав. В нем прописаны права и обязанности детей и учителей в школе, установлен порядок функционирования.

Обязанность родителей, закрепленная в Семейном Кодексе, создать для своих детей условия для обучения.

Право ребенка на бесплатные образования заключается:

  • в доступности к качественным учебным программам, соответствующим запросам времени; информационным ресурсам библиотечного фонда;
  • выбора вида обучения, за исключением дошкольного и начального, где решение должны принимать родители или опекуны;
  • языка обучения;
  • формы обучения.

Форму обучения (по индивидуальной программе на дому, ускоренной, в школе) родители и опекуны должны согласовывать с детьми.

Реализовать свое право на образование можно, только посещая школу. При отсутствии мест в школе по месту жительства родители/опекуны имеют право обратиться в другое образовательное учреждение.

Для осуществления права детей на образование необходимо достаточное количество учебных заведений, укомплектованных профессиональным педагогическим коллективом.

Ребенок, не имеющий по медицинским показаниям возможности посещать школу, может получить образование на дому:

  1. с посещением преподавателей;
  2. дистанционно, используя компьютер и интернет;
  3. с помощью родителей.

Внимание! Государство должно создать условия для получения бесплатного обучения.

В обязанность родителей входит обеспечение обучения:

  • контроль за посещаемостью уроков;
  • поведением в учебном заведении;
  • успеваемостью;
  • приобретение учебного, вспомогательного материала.

Дети имеют право обучаться по стандартной федеральной общеобразовательной программе; по индивидуальному плану, принимать участие в Олимпиадах, конкурсах, посещать платные секции, факультативы, кружки.

Учебная программа должна соответствовать средним показаниям. умственного, физического развития детей данного возраста.

Исключается субъективизм и предвзятость учителя при оценке выполненных учеником работ.

Должна проводиться подготовка к контрольно-проверочным работам, о дате проведения школьники должны быть извещены заранее. Результаты по желанию ученика могут носить конфиденциальный характер.

Учебный распорядок обязан учитывать психофизическое состояние детей: должны быть перемены, время на обед; образовательный цикл иметь каникулярное время. Общеобразовательное учреждение обязано организовать питание. Учащийся имеет право, чтобы в школе функционировала столовая, буфет, где можно утолить голод. Как именно он будет питаться – зависит от его желания.

Ученик должен иметь возможность при желании принимать участие в общественной жизни школы.

Права детей дошкольного возраста имеют свою специфику из-за возраста. Главное право ребенка – место в детском саду. В детском саду ребенок имеет право на дошкольное образование, которое заключается в развитии его способностей с помощью специальных программ. Занятия должны проходить большей частью в игровой форме.

Ребенок в детском саду имеет безусловное право на собственную безопасность: воспитатели обязаны гарантировать сохранение здоровья и жизни воспитанников. Получение качественной, здоровой пищи, обеспечение игрушками, инвентарем – также относится к правам ребенка в детском саду.

Нарушение права ребенка

Нарушителями прав детей на обучение могут быть:

  1. родители, опекуны;
  2. преподаватели, воспитатели;
  3. руководители учебного заведения.

Учителя и воспитатели в детских садах должны выполнять профессиональные обязанности в соответствии с требованием образовательного стандарта. Межличностный конфликт между детьми и педагогами является недопустимым: он ущемляет права учеников и воспитанников.

Необоснованный отказ в приеме, взимание денег на нужды школы, детского садика, запрет на перевод в другую школу во время учебного года – ограничение детских прав на образование должностными лицами учебных заведений.

В общеобразовательных учебных заведениях не допускается религиозная пропаганда, ущемление прав верующих детей, независимо от вероисповедания. Школьник может не принимать участие в мероприятиях, прямо или косвенно связанных с той или иной верой.

Если права ребенка нарушаются школой

Если права нарушаются, школьник может обратиться к уполномоченному по образовательному процессу, подать свою кандидатуру в Совет школы для искоренения недостатков при личном участии.

В учебном заведении должны быть созданы условия для гармоничного развития каждого школьника. Нарушения прав ребенка в школе со стороны педагогического состава, других детей, влияющих на интеллектуальное, эмоциональное, физическое развитие обязаны пресекаться. При наличии таких фактов родители могут обратиться с заявлением на имя директора школы, где обосновать свои претензии.

Ответственность за нарушение прав

Отсутствие реакции администрации школы на родительскую жалобу означает, что отец/мать имеют возможность обратиться в образовательный Департамент по месту нахождения учебного заведения, Прокуратуру, суд.

Для восстановления прав законному представителю детей необходимо обратиться с жалобой в инстанцию, соблюдая определенную иерархию

Ответственные за защиту прав:

  • первая инстанция – райотдел образования;
  • региональное министерство;
  • Правительство РФ.

В Прокуратуру, суд требуется обращаться при финансовых нарушениях, физическом насилии со стороны учителя. В свою очередь на родителей школьная администрация может пожаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних.

В обязанность родителей входит обеспечение обучения:

  1. контроль за посещаемостью уроков;
  2. поведением в учебном заведении;
  3. успеваемостью;
  4. приобретение учебного, вспомогательного материала.

За недобросовестное выполнение своих обязанностей родители могут понести административное, уголовное наказание в виде штрафа. Родители обязаны не только воспитывать, защищать своих детей, но и дать им образование. Пренебрежение требования Семейного Кодекса может привести к ограничению или лишению родительских прав.

Внимание! Права учащихся не могут быть без обязанностей.

Ученики должны выполнять Устав школы относительно своего поведения во время пребывания в ее стенах:

  • не хулиганить (соблюдать права других детей, преподавателей, не портить их личное имущество);
  • посещать занятия;
  • не покидать школу до окончания уроков без разрешения учителя;
  • в случае болезни более 3 дней представить медицинскую справку;
  • быть опрятным, иметь сменную обувь;
  • поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории и внутри помещения;
  • беречь имущество школы.

В случае нарушения обязанностей учащийся может быть наказан снижением денежным штрафом, привлечением к уголовной ответственности.

В России законы поддерживают основополагающие нормы международных документов:

  1. Всеобщей декларации прав человека;
  2. Конвенций о правах ребенка, о борьбе с дискриминацией в сфере образования;
  3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В РФ права ребенка в школе установлены в ст. 43 Конституции и ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основой данных законов является принцип равноправия для каждого гражданина РФ на получение образования.

Действие закона гарантирует защиту прав на бесплатное общее, средне-специальное, одно высшее на конкурсной основе образование в государственных, муниципальных учебных учреждениях.

В понятие общее образование входят:

  • дошкольное (до 7 лет);
  • начальное среднее (1-4 класс);
  • базовое среднее (5-9 класс);
  • полное среднее (10-11 класс).

Средне-специальные учебные заведения – техникумы и колледжи, поступить в которые можно после 9 или 11 класса.

Значение правозащитных документов – признание особых прав, интересов ребенка на образование, возможность дискриминации в этом вопросе.

Международное сообщество в целом, и российская общественность в частности, осознали, что без образования произойдет деградация не только отдельной личности, но и народа, всего человечества. Восприятие и развитие культуры без образования невозможно. Сохранение государственности, национальной идентификации связано с формированием культурных традиций.

Образование должно быть направлено на раскрытие способностей детей, помочь им найти свое место в жизни, добиться самореализации. Помимо этого, целью учебного процесса является воспитание уважительного отношения к близким, соотечественникам, к правам других людей, к истории, культурным традициям и языку своего Отечества.

Источник: https://opeka-rf.ru/prava-detej/i-obyazannosti-rebenka-v-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.