Право ребенка на дошкольное образование конституция

Содержание

Конституция РФ о правах ребенка

Право ребенка на дошкольное образование конституция

Конституция РФ о правах ребенка (принята всенародным анием 12.12. 1993 г. с учетом поправок от 30. 12. 2008 г. № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 г.)

Статья 17

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 20

  1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 30

  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 35

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 40

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Источник: https://dmmadou22.edumsko.ru/conditions/commissioner/post/223764

«Шпаргалка» для тех, кто идет в суд (отстаивая право свое ребенка на место в детском саду)

Право ребенка на дошкольное образование конституция

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти.

Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п.

3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.

13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении.

Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Источник: https://familyr-pravo.livejournal.com/3876.html

Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу

Право ребенка на дошкольное образование конституция

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-detskom-sadu.html

Дошкольное образование детей в РФ

Право ребенка на дошкольное образование конституция

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

  • повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,
  • которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

  • гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,
  • возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

  • это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;
  • это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

  • закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,
  • тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

  • формирование общей культуры детей;
  • развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование у детей предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
  • по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

  • не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,
  • оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;
  • дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. 

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

  • недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также
  • расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

  • дети-инвалиды,
  • дети-сироты,
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, а также
  • дети с туберкулезной интоксикацией,
  • обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

  • на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;
  • такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,
  • однако не исключается и создание специальных консультационных центров;
  • при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

  • данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,
  • а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;
  • при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования. 

Право на дошкольное образование

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-obshchee-obrazovanie/pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie/331-pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie-detej-v-rf

Конституция РФ о социальных, гражданских, экономических правах ребенка с рождения и до 18 лет

Право ребенка на дошкольное образование конституция

В России каждый гражданин обладает широким списком возможностей, которые прописаны в Конституции РФ. Даже самый маленький житель страны имеет свои права и обязанности, о которых он даже не задумывается, но родители и специальные органы следят за соблюдением данных законодательством привилегий.

Перечень прав довольно велик и хотя бы кратко необходимо о них знать каждому взрослому и ребенку.

Права и обязанности ребенка согласно Конституции РФ

Ребенок имеет три категории прав и обязанностей:

  1. Гражданские. Никто не может нарушить или прекратить их действие, даже суд.
  2. Социальные. Этими возможностями малыш пользуется с первой минуты жизни. Это право на пользование медицинскими услугами, обучение и т. д.
  3. Экономические. Этими правами маленький гражданин может воспользоваться только с 14 лет и только с соглашения законных представителей. Полностью распоряжаться экономическими правами гражданин может только с 18 лет.

Права и обязанности ребенка с рождения

С первого дня жизни ребенок наделен большим количеством прав, прописанных в Конституции:

  • право на жизнь, прописанное в п.1 ст. 20 Конституции РФ. В этом случае подразумевается запрет на убийство, а также то, что жизнь гражданина должна охраняться государством;
  • на свободу. Этот закон прописан в п.1 ст 29 , где говорится о том, что “каждому гарантируется свобода мысли и слова”;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь, о чем гласит п.1 ст. 41;
  • на воспитание в семье. Каждый маленький гражданин имеет возможность получить защиту со стороны родителей и их заботливое отношение. Об этом гласит ст. 54, п. 2;
  • на образование. В п.п. 1, 23 ст. 43 прописано, что дети могут получать бесплатно дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее на конкурсной основе;
  • на жилище. Ст. 40 п. 1 предусматривает факт того, что каждый гражданин не может произвольно быть лишен крова;
  • право собственности и наследования. Пунктами 1-4 ст. 35 Конституции указано, что владеть имуществом может любой гражданин РФ вне зависимости от возраста. Кроме этого, все имеют право получать наследство. В некоторых случаях доля по наследству является обязательной для ребенка.

Кроме прав, маленький гражданин облагается и обязательствами, которые также прописаны в Конституции, в числе которых:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
  • уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
  • получить общее образование (п.4, ст. 43);
  • заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
  • охранять природу и окружающую среду (ст. 58).

Права и обязанности ребенка с 14 лет

С 14 лет законные возможности детей несколько расширяются, однако, некоторая их часть может быть реализована только с согласия законных представителей: родителей или опекунов.

Так, с 14 лет подросток:

  • имеет возможность трудиться при наличии письменного согласия законных представителей, о чем говорится в п.1 ст. 37. Общая продолжительность трудового дня – не более 4 часов в свободное от учебы время;
  • вступать в молодёжные общественные организации;
  • самостоятельно совершать выбор своего места жительства (с согласия законных представителей), о чем говорится в ст. 27, п. 1.

Обязательства подростка также расширяются. Гражданин по достижении 14-летнего возраста должен соблюдать трудовое законодательство и распорядок труда при условии, что он работает:

  • по достижении 14 лет, подростки, работающие по трудовому договору, обязаны выполнять все предписания документа, заключенного с организацией, соблюдать все правила и устав компании (или молодежного объединения);
  • подросток несет ответственность за нарушение предписаний, описанных в трудовом договоре, уставе образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда.

Права и обязанности ребенка с 16 лет

Достигая возраста 16 лет, гражданин приобретает дополнительные возможности и обязательства. Согласно п.п. “ж” и “к” ст. 72 Конституции РФ, вопросы семейного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с этим положением Конституции и ч. 2 п. 2 ст.

13 СК РФ, субъектам РФ предоставлено право принимать законы, действующие на территории конкретного субъекта и устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.

До достижения совершеннолетия у ребенка, в частности, у мальчика, появляется ещё одна обязанность: мальчик должен защищать Отечество, согласно ст. 59 Конституции РФ. Для этого В 17 лет гражданин должен встать на учет в военкомат.

Конвенция ООН о правах ребенка

Возможности детей прописаны в Конвенции о правах ребенка – международном правовом документе, определяющем привилегии и возможности детей в странах, принявших решение подписать данный документ.

Подписать Конвенцию могут все государства, даже те, которые не входят в состав ООН. Первая часть:

  • ст. 1-4 прописывают понимание слова “ребенок”, подробно прописывают его интересы, их приоритетность и возможность защиты со стороны участвующих государств;
  • ст. 5-11 прописывают права на жизнь, имя, гражданство, возможность знать своих родителей, а также получать заботу с их стороны;
  • ст. 12-17 дают понимание об обязанностях государства помогать законным представителям ребенка, а также об обязанностях охранять детей от неправомерного обращения с ними со стороны родителей или опекунов;
  • ст. 28-31 прописывают возможность детей на свободный выбор образования, религии, культуры, языка и т. д.;
  • ст. 32-36 определяют обязанности государства ограждать детей от незаконного употребления наркотических веществ, алкоголя, также от эксплуатации и торговли детьми и т. д.;
  • ст. 37-41 прописывают запрет на реализацию смертной казни и пожизненного заключения детей, которым не исполнилось 18 лет. В этих же статьях прописаны права государства о защите несовершеннолетних во время военных действий.

Вторая часть:

  • ст. 42-45 излагают сведения о Комитете о правах ребенка, о его организации, функциях, а также обязывают государства информировать граждан своей страны о Конвенции.

Третья часть:

  • в ст. 46-54 излагается о решении проблем, возникших при соблюдении правил Конвенции.

Сегодня во многих государствах соблюдение прав ребенка строго отслеживается законом. При нарушении конституционных или конвенциональных положений каждый гражданин несёт ответственность перед законом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/konstituciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.