Право на жилое помещение детей сирот

Содержание

Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа

Право на жилое помещение детей сирот
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа

Порядок предоставления регламентируется несколькими законами.

Законодательство Российской Федерации и субъектов определяет порядок предоставления жилья детям-сиротам. Это жилье чаще всего представляет собой отдельный дом или квартиру, которые выделяются лишь один раз. Порядок предоставления жилых помещений регламентируется несколькими законами.

Лица, имеющие право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения

Закон давно четко установил список категорий лиц, имеющих право на бесплатное получение жилья в специализированых жилых помещениях. В первую очередь это те граждане, которые в детстве остались без попечения своих родителей.

Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, могут в целом рассчитывать на получение таких жилых помещений, но только в тех исключительных случаях, которые содержатся в международных договорах.

Еще совсем недавно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, давалось право на предоставление жилья из различных жилых фондов с возможностью его дальнейшей приватизации.

Новые законодательные нормы теперь запрещают приватизацию, как и предоставление социального жилья из жилых фондов на основании обычного соглашения.

Благодаря этому ранее сиротам разрешалось сразу оформить право собственности на данную недвижимость. Но, к сожалению, на практике это право они утрачивали очень быстро из-за собственной юридической безграмотности. И снова начинали нуждаться в жилых помещениях.

Именно поэтому на сегодняшний день порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, изменился.

Теперь они могут получить его по этому соглашению сроком не более чем на пять лет и к тому же без права на его приватизацию.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам

Государство может предоставить жилье детям-сиротам после достижения ими определенного возраста или ранее, если субъект уже успел стать дееспособным. При этом ему должно быть не меньше 14 лет.

Другими словами, ребенок, оставшийся без попечения родителей, должен закончить свое пребывание в специализированной организации для детей-сирот, получить профильное образование, пройти военную службу или отбыть наказание в соответствующем учреждении.

 Это право возникает у ребенка автоматически при том условии, что у него нет собственного жилого помещения. И оно не прекратится, пока субъект не будет обеспечен жильем по факту.

При этом российскими законами строго оговорено, что заменять получение жилья на предоставление денежных средств для самостоятельной покупки жилья категорически запрещено.

При достижении сиротой 14 лет его попечитель имеет право подать заявление на его внесение в региональный список на получение жилья. И этим вопросом занимаются местные органы опеки, куда и необходимо обращаться. Следует учитывать, что в каждом регионе существуют свои положения относительно выделения социального жилья.

Детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, которые стали полностью дееспособными, закон разрешает подать соответствующее заявление лично, если это не было сделано ранее. Включение субъекта в список или отказ в этом занимает около 3 месяцев. К заявлению обязательно необходимо добавить:

  • документ, подтверждающий личность сироты;
  • удостоверение, подтверждающее личность опекуна, а также бумаги, указывающие на его полномочия;
  • справка о том, где на данный момент проживает ребенок;
  • медицинская справка для получения определенных льгот на предоставление помещения специализированного жилого фонда по состоянию здоровья сироты;
  • дополнительные документы, с перечнем которых можно ознакомиться в органе опеки и попечительства.

А при наличии жилых помещений, в которых нет реальной возможности жить, необходимо приложить к заявлению документы, которые это подтверждают. Такими бумагами могут быть заключение о неподходящих санитарных нормах жилья, заключение о невозможности какого-либо совместного проживания и т.д.

Специальная комиссия на основании этого пакета документов обязана установить план, согласно которому будет осуществляться обеспечение сирот жильем. Заявление каждого претендента рассматривается отдельно, а затем комиссией принимается решение. Если заявитель предоставил не все бумаги, вопрос касательно предоставления жилого помещения снимается.

При вынесении положительного заключения в течение нескольких месяцев представленное помещение должно быть осмотрено ребенком и его представителем. Далее представитель сироты или он сам, если уже имеет полную дееспособность, подписывают специальный смотровой талон.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда детям подразумевает заключение договора найма. Договор найма – это документ, содержащий все важные условия передачи жилья во временное пользование за определенную плату.

Документ обязательно содержит обязанности обеих сторон, а также в нем указываются челны семьи нанимателя. Договор найма оформляется в письменном виде.

Заключение договора должно произойти не позднее, чем через месяц после подписания смотрового талона.

Помещения специализированого жилого фонда, предоставляемые детям-сиротам, должны использоваться только по назначению, то есть для личного проживания.

Их нельзя сдавать в наем и т. д. Кроме этого, жилец обязан оплачивать коммунальные услуги. Важно знать, что соглашение заключается на определенный срок, который сиротам, оставшимся без попечения родителей, впоследствии нередко продлевают. Это также можно сделать только один раз, если у лица возникают трудности или если жилец добросовестно соблюдал все договоренности.

Сиротам предоставляются только те помещения, которые соответствуют определенным требованиям. В первую очередь это соблюдение технических и санитарных норм. Кроме того, запрещено представление жилых помещений в домах, находящихся в аварийном состоянии.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnyj-fond/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam-i-detyam-ostavshimsya-bez-popecheniya-roditelej-a-takzhe-licam-iz-ih-chisla.html

Предоставление жилья детям сиротам

Право на жилое помещение детей сирот

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомощью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами.

По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным.

Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  • Заявление от имени ребенка-сироты.
  • Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  • Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  • Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  • Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  • Оригинал справки о составе семьи.
  • Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  • Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  • Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  • В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  • В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  • Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  • Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  • Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  • Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  • По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  • Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  • После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек. 

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cebca8e07e67400b27e546e/predostavlenie-jilia-detiam-sirotam-5cf6303b74e9b800af36f7d4

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение | ГАРАНТ

Право на жилое помещение детей сирот

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Статья 8 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

3.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Источник: https://base.garant.ru/10135206/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Право на жилое помещение детей сирот
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Предоставление жилья детям сиротам – что гласит закон

Право на жилое помещение детей сирот

Законодательство Российской Федерации гарантирует гражданам, имеющим статус сирот, право на получение жилья от государства. Сироты относятся к одной из самых незащищенных категорий.

Поэтому в вопросах получения возможности проживания в квартире или доме существует ряд прописанных в действующем законодательстве условий, призванных не только обеспечить их возможностью получить жилплощадь, но и обезопасить от его утраты.

Предоставление жилья детям сиротам регламентируется ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где прописаны сроки оформления, требования к состоянию помещения, описаны права сирот на распоряжение, владение и пользование предоставленными квадратными метрами.

Какие категории сирот имеют право на жилье

Закон о представлении жилья, нормы которого актуальны в 2018 году, подробно описывает условия предоставления жилья детям-сиротам и лишенным заботы родителей. Обеспечение жильем детей-сирот производится из социального фонда.

Кроме того, предусмотрен и другой вариант обеспечения их жилплощадью — посредством выдачи жилищных сертификатов, которые являются материальным обеспечением при покупке квартиры.

Учитывая печальный опыт предыдущих лет, когда сироты очень часто в силу юридической неграмотности и в результате действий мошенников оставались на улице, законодательная база претерпела существенные изменения в целях защитить их от подобного риска.

Поэтому сегодняшнее законодательство отличается от действовавшего еще недавно практически во всем, кроме категории тех, кто имел и имеет право на жилье, получаемое от государства.

Что закон вкладывает в понятие «сирота», описано в законе №159-ФЗ.

Существенно, что определение касается несовершеннолетних граждан, оставшихся по разным причинам без родительской заботы (родители погибли или без вести пропали, отбывают наказание в местах лишения свободы, лишены родительских прав, недееспособны и т. д.).

Ответственны за обеспечение этим видом социальной поддержки местные органы самоуправления. При этом жилое помещение должно быть предоставленодо достижения ими 23 летнего возраста, если процесс получения ими образования еще не завершен.

Часто возникает вопрос, имеют ли право на получение жилья все без исключения граждане, относящиеся к данной категории. Исключения есть, и касаются они тех случаев, когда сирота получил квартиру иными способами. К ним относятся сироты, обладающие:

  • правом собственности на недвижимое имущество;
  • правом пользования помещением по договору социального;
  • правом пользования квартирой или домом на основании постоянной регистрации по месту жительства.

Считается, что, поскольку они уже обеспечены крышей над головой, их право на государственное обеспечение квадратными метрами теряет силу. Однако они по-прежнему могут им воспользоваться в том случае, если смогут доказать, что на деле реализовать свои права на имеющиеся квадратные метры они не могут по независящим от них причинам:

  1. если на жилплощади, правом на которую обладает сирота, живут отец или мать, лишенные родительских прав;
  2. если количество квадратных метров на каждого проживающего в квартире меньше установленной законом нормы;
  3. если заселение предполагает необходимость делить крышу над головой с тяжелобольным человеком, диагноз которого на законодательном уровне не допускает совместного проживания с кем-либо, или наличие у сироты такого диагноза;
  4. если помещение непригодно для проживания или не соответствует техническим, гигиеническим или санитарным нормам.

Внимание! Если любая из предусмотренных законом причин не позволяет воспользоваться правом на проживание на имеющейся жилплощади, сирота может встать в очередь на квартиру от государства, предоставив документ, подтверждающий невозможность заселения в дом или квартиру, правами на которую он формально располагает.

Что необходимо для получения жилья

Прежде всего, отметим, что, в соответствии с недавними изменениями в законе, условия обеспечения сирот жильем не допускают возможности сразу получать право собственности на жилплощадь.

Молодые люди, не имеющие опыта жизни в социуме и достаточных знаний в правовых вопросах, в прежние годы слишком часто становились жертвами махинаций преступников.

По этой причине закон на первые 5 лет ограничивает их в праве самостоятельно распоряжаться своей жилплощадью.

Для детей-сирот существует порядок шагов, необходимых для получения жилых квадратных метров:

  1. Получить (или выяснить) в органах опеки и попечительства список документов, которые нужно собрать, и сведения о том, где их получить.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Написать заявление о постановке на учет и подать вместе с документами в муниципальный орган, на который возложена обязанность наделять сирот жилплощадью.
  4. Получить справку о постановке на очередь с номером очередности.
  5. Дождаться очереди и заключить договор специального найма, дающий право на заселение.
  6. Спустя пять лет после выдачи документов на жилплощадь переоформить их, заключив договор соц.найма, дающий право на приватизацию в собственность.

Условия предоставления

Согласно прописанным в законодательстве нормам существует ряд условий предоставления жилья детям-сиротам, необходимых для получения сиротой жилой площади:

  • У соискателя не должно быть собственного жилья или права проживания на основании прописки или договора соц.найма.
  • Наличие права собственности или пользования жилыми метрами допускают постановку на очередь для получения государственного жилья только в случае, если условия для проживания в этом помещении не допускают возможности заселения, и сирота может это доказать документально.
  • Встать на очередь необходимо до достижения 23 лет.

Важно! Вступление в брак с собственником жилья не является основанием для отказа сироте в постановке на очередь. Все случаи попыток отказать соискателю в выдаче жилья на этом основании являются незаконными.

Источник: https://opeka-rf.ru/sirotam/predostavlenie-zhilya-detyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.