Право на защиту рф

Статья 45 Конституции России

Право на защиту рф

Текст Ст. 45 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Комментарий к Ст. 45 Конституции Российской Федерации

Гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, провозглашенные комментируемой статьей, реализуются в рамках всей системы законодательства. Практически все законодательные акты указывают приоритет прав и свобод и их защиту в качестве одного из основных принципов регулирования соответствующих отношений.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способ защиты субъективного права обусловлен главным образом его содержанием.

Так, в соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Допускается самозащита гражданских прав.

При этом в отношении самозащиты оговаривается, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Рассмотрим подробнее положения данной статьи.

Часть 1 статьи действует во взаимосвязи со ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы», при этом предполагается, что все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.

Президент Российской Федерации обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 82 Конституции). Законодательная деятельность Государственной Думы должна подчиняться требованиям ч. 3 ст. 15, ст. 54, ст. 55 Конституции.

Управленческий аппарат согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы» обязан в своей деятельности руководствоваться принципом соблюдения и уважения прав человека и гражданина.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. в ст. 2 целью деятельности прокуратуры называет защиту прав и свобод человека и гражданина. Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели.

В процессе утверждения прав человека в истории руководящей идеей являлась их нерасторжимая связь с судебной защитой (см. ст. 46 и ст. 52, а также гл. 7).

Обязанность государственной защиты прав и свобод человека реализуется в деятельности такого органа, как Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти (см. ст. 30 и ст. 125 КРФ).

Весь государственный механизм в современном процессе фундаментальных преобразований нашего общества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации проходит сложный процесс совершенствования для выполнения задачи, определенной ч. 1 ст. 45 Конституции РФ.

Часть 2 признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. По смыслу статьи гражданин может использовать для защиты своих прав и свобод свои конституционные права и свободы согласно ст. 31, ст. 33, ст. 35, ст. 36, ст. 46, ст. 47 — ст. 54 КРФ.

https://www.youtube.com/watch?v=HIYO_viXWHU\u0026list=PLomT4tyuRpsp5B83yMkeqQJiac1XT7NJw

Он может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование.

Закон РФ «Об оружии», Инструкция о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия, принятая во исполнение этого Закона, утвердили новое право гражданина на приобретение определенных видов оружия (охотничье оружие, газовый пистолет).

На основании ст. 13 Закона газовое оружие самообороны (аэрозольные устройства и пневматическое оружие) граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии. Порядок приобретения гражданами иных видов оружия устанавливается ст. 5, 13 Закона.

Согласно ст. 24 граждане Российской Федерации могут применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение, при этом не должен быть причинен вред третьим лицам.

Кроме того, Закон налагает здесь определенные ограничения. Запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или неизвестен, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.

О каждом случае применения оружия, повлекшем телесные повреждения, его владелец обязан незамедлительно, не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

При приобретении оружия гражданин представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, паспорт или иной документ, подтверждающий российское гражданство. Полиция вправе потребовать сведения о судимости и выяснить, состоит ли гражданин на учете у наркологов и психиатров.

В целом ст. 45 во взаимосвязи со ст. 46 значительно расширяет сферу свободы гражданина в области его права на защиту своей свободы, своих законных интересов.

Уголовное право Российской Федерации признает за гражданином право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств: лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие и что закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным.

Согласно Конституции РФ, необходимая оборона есть право гражданина на отражение общественно опасного посягательства.

Закон не считает преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества, государства от общественно опасного посягательства.

Причинение вреда нападающему только по своим внешним признакам напоминает преступление, в действительности же не представляет опасности для правопорядка, так как совершается гражданином с целью защиты его законных интересов.

Федеральным законом от 1 июля 1994 г. в УК были внесены существенные изменения, касающиеся понятия необходимой обороны.

Согласно прежней редакции, правомерной считалась прежде всего защита интересов общества и государства. Теперь же в первую очередь правомерной считается защита прав и законных интересов самого обороняющегося. Другим новшеством является то, что обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, а сам вправе пресечь нападение.

Действующий УК не признает за обороняющимся «права опережающего действия», которое имеет место в законодательстве некоторых зарубежных государств. Необходимо, чтобы посягательство было наличным и уже причинило или начало причинять определенный вред, но еще не закончилось или создало реальную непосредственную угрозу причинения этого вреда.

Основным условием правомерности необходимой обороны является требование о том, чтобы при защите не было допущено превышения ее пределов.

Каждый вправе защищать свои права и свободы и в состоянии крайней необходимости. В этом состоянии, как и при необходимой обороне, человек совершает деяние, внешне схожее с правонарушением, но признаваемое законом правомерным.

https://www.youtube.com/watch?v=9_JIcqUSaD0\u0026list=PLomT4tyuRpsp5B83yMkeqQJiac1XT7NJw

Такие действия являются общественно полезными, так как направлены на защиту личности, ее прав и свобод, общественных или государственных интересов от угрожающей им опасности.

Согласно ст. 39 УК РФ крайняя необходимость заключается в устранении опасности, угрожающей интересам личности и правам данного лица или иных лиц, государства и общества, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Источник: https://Konstitutsiia.ru/45

Право на защиту

Право на защиту рф

1 июня 2020 г. 12:15

«Российская газета»: Бесплатного адвоката получат обвиняемые при угрозе административного ареста

В министерстве юстиции России сообщили, что в ближайшее время на обсуждение будет вынесен проект Процессуального КоАП. В частности, предлагается гарантировать гражданину, которому грозит административный арест, право на бесплатного адвоката.

«О необходимости обязательного участия адвоката в случаях применения к гражданам административного задержания говорили давно. Это общемировая практика и четко выраженная позиция Европейского суда, – сказал «Российской газете» вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев.

Возможность получения квалифицированной юридической помощи должна быть реально обеспечена в тех случаях, когда человеку самостоятельно этот вопрос решить затруднительно, указал эксперт.

«Согласно пункту 5.2.

3 Концепции нового КоАП требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях, в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста, для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации, – пояснили в ведомстве. – При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В связи с этим в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

«В указанных случаях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему может быть назначен адвокат, оплата труда которого будет осуществляться за счет бюджетных средств, – рассказывают в ведомстве.

– Следует отметить, что установление возможности предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо в целях реализации постановления Европейского Суда по правам человека от 19 ноября 2015 г. по делу «Михайлова против Российской Федерации» (Mikhailova v.

Russia), что отражено в докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год».

«О необходимости обязательного участия адвоката в случаях применения к гражданам административного задержания говорили давно. Это общемировая практика и четко выраженная позиция Европейского суда, – сказал «РГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев.

– Административные правонарушения по своей природе сходны с уголовно-наказуемыми, но представляют меньшую опасность. Не во всех нормативных системах есть разграничение на уголовно-наказуемые и административно-наказуемые деяния.

Поэтому не с этим связывается право на предоставление помощи адвоката. Возможность получения квалифицированной юридической помощи должна быть реально обеспечена в тех случаях, когда человеку самостоятельно этот вопрос решить затруднительно.

Когда он лишен свободы действовать по своему усмотрению, будучи подвергнут административному задержанию».

Государство, продолжает вице-президент ФПА РФ, в лице профессиональных юристов предъявляет публичное обвинение в совершении правонарушения, пусть и административного характера. «В такой ситуации человек должен иметь реальную, а не декларативную возможность защищаться от такого обвинения с помощью профессионала, – говорит Михаил Толчеев.

– Цели публичного преследования не должны решаться за счет того, что человек не имеет возможности пригласить адвоката, и в этой ситуации его право на защиту должно быть обеспечено. Административное задержание возможно по правонарушениям, мерой ответственности за которые может выступать административный арест.

То есть принудительное кратковременное лишение лица свободы. Эта категория дел наиболее близка к преступлениям. Обвинение в их совершении от лица государства должно предполагать возможность получения квалифицированной юридической помощи вне зависимости от того, есть ли у человека объективная возможность ее получить.

В отсутствие такой возможности – эта гарантия должна быть реализована за счет государства».

Ранее стало известно, что министр юстиции России Константин Чуйченко предложил провести повторное обсуждение проектов КоАП и Процессуального КоАП.

Источник – «Российская газета».

Источник: https://fparf.ru/news/media/pravo-na-zashchitu%20SMI/

Право на судебную защиту

Право на защиту рф

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения.

Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса.

Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно.

При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3.

Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4.

Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст.

23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27).

В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5.

В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания – смертная казнь – может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого.

Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.

2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е.

решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт.

Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-sudebnuyu-zashchitu.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.