Право на образование пример

Нарушение права на образование

Право на образование пример

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г.

№ 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, незарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

    ИЗ ДОКУМЕНТА В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.
“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.Статья 43 Конституции РФ

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях.

Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории.

Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме: 

Новости по теме:

Источник: https://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Реализация права на образование

Право на образование пример

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Подготовила учитель обществознания МБОУ «Школа-гимназия № 1» городского округа Судак Особенности реализации права на образование

2 слайдОписание слайда:

Образование – – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. – это процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре и ценностям мировой цивилизации.

3 слайдОписание слайда:

Право на образование в Российской Федерации Конституция России (ст. 43) Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

4 слайдОписание слайда:

Право на образование Право на образование гарантируется свободой образования от вмешательства со стороны государства. Свобода образования состоит в том, что государство не имеет права устанавливать какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны.

“Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями” ст.

2 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

5 слайдОписание слайда:

Ограничение права на образование Свобода образования ограничивается целями образования.

“Не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими своего права на образование и обучение детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством, и соответствуют праву ребенка на образование”. Разъяснение Европейского Суда по правам человека Свобода образования может быть ограничена государством посредством установления минимальных требований к образовательным учреждениям и установлением государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

6 слайдОписание слайда:

Принципы государственной политики в области образования гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования; адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. ст.2 Закона РФ «Об образовании».

7 слайдОписание слайда:

Российское образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.

8 слайдОписание слайда:

Ступени современного российского образования. 1.Дошкольное образование 2.Среднее общее образование Начальное общее (1-4 кл.) Основное общее (5-9 кл.) Полное среднее общее (10-11 кл.) 3.Профессиональное образование Начальное профессиональное Среднее профессиональное Высшее профессиональное 4.Послевузовское образование

9 слайдОписание слайда: Типы образовательных учреждений в Российской Федерации Дошкольные учреждения ясли (с 1,5 года) детский сад
10 слайдОписание слайда:

Общеобразовательные учреждения учреждения начального общего образования начальная школа учреждения основного общего образования школа гимназия национальная гимназия лицей учебно-воспитательный комплекс Экстернат

11 слайдОписание слайда:

учреждения среднего (полного) общего образования школа с углубленным изучением предметов профильная школа

12 слайдОписание слайда:

Учреждения профессионального образования учреждения начального профессионального образования ПТУ профессиональный лицей технический лицей учреждения среднего профессионального образования колледж техникум

13 слайдОписание слайда:

учреждения высшего профессионального образования академия институт университет федеральный университет учреждения послевузовского профессионального образования институт повышения квалификации по отраслям

14 слайдОписание слайда:

Другие типы учреждений учреждения дополнительного образования детей учреждения дополнительного образования взрослых специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) школа-интернат детский дом детский дом семейного типа кадетская школа кадетский корпус учебно-производственный межшкольный комбинат

15 слайдОписание слайда:

Формы получения образования очная очно-заочная (вечерняя) заочная в форме семейного образования (с 1992г.) экстернат В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.

16 слайдОписание слайда:

Тенденции развития образования в современном мире Приоритетность – первоочередное решение задач, связанных с развитием образования Гуманизация – поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности Компьютеризация – внедрение и использование компьютеров, информационных технологий в учебном процессе.

Демократизация – доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому Интернационализация- создание единой системы образования для разных стран Альтернативность – право выбора учебных заведений и формы обучения Непрерывность – пожизненное образование человека, его непрерывное совершенствование Гуманитаризация- усиленное внимание общества к изучению общественных наук.
17 слайдОписание слайда:

Образование и интеллект – национальное богатство страны

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/realizaciya-prava-na-obrazovanie-2673508.html

Право на Образование

Право на образование пример

Право на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”.

Конституция РФ как источник права на образование

В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:

  • в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и

  • Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Право на образование — это право человека на получение:

  • определенной суммы знаний,

  • культурных навыков,

  • профессиональной ориентации,

  • необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием в Конституции РФ понимается:

  • целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

  • сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:

  • дошкольного,

  • основного общего и

  • среднего профессионального образования

  • в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.

В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:

  • получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

  • гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;

  • послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. 

В ч.4 статьи 43 устанавливается:

  • что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;

  • основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;

  • в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;

  • конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.

Частью 5 статьи 43 предусматривается:

  • что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;

  • государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;

  • федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

  • применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;

  • федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;

  • при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 

Статья 43 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование и Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии:

  • с законодательством Российской Федерации и

  • нормами международного права.

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.