Право на достоинство это

Право человека на личное достоинство: конституционно-правовые основы и проблемы реализации

Право на достоинство это

Астафичев П.А., заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы, кандидат юридических наук, доцент.

Конституционное право на достоинство личности по своему содержанию отличается от других прав и свобод прежде всего потому, что оно затрагивает не столько юридическую, сколько нравственную сторону межчеловеческого общения.

Учитывая многозначность принятой терминологии, можно с уверенностью утверждать, что всякий безнравственный поступок индивида в определенной мере умаляет достоинство личности, поэтому достоинство как этическая категория неразрывно связано с добродетелью вообще.

Что же касается юридического значения достоинства, то оно требует выявления специфических признаков, уяснения правовых форм, затрагивающих преимущественно внешнее поведение индивидов в их взаимодействии .

См.: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 202.

Проблема достоинства всегда привлекала внимание исследователей. И. Кант связывал достоинство с обязанностью добродетели по отношению к другим людям из уважения, которое они заслуживают. Из этого, по мнению философа, следуют три формы умаления достоинства: высокомерие, злословие и издевательство . И.

Кант считал, что право на достоинство имеет абсолютный характер, так как всякий индивид “правомерен притязать на уважение своих близких, и со своей стороны он также обязан уважать других” . Достоинство состоит в том, что ни один человек не может пользоваться другим человеком или даже самим собой как средством, он всегда должен в то же время быть и целью.

Принадлежность к роду человеческому сама по себе уже есть достоинство.

См.: Кант И. Метафизика нравов // Немецкая классическая философия. Т. 1. М., 2000. С. 269 – 275.
См.: Там же. С. 270.
Идея абсолютности права человека на уважение достоинства другого лица, а также самого себя может быть подвергнута критическому осмыслению. В жизни встречается такое множество людей, явно не заслуживающих какого-либо уважения, что концепция абсолютного достоинства невольно ставится под сомнение. И.

Кант отвечает на этот вопрос следующим образом: “Презирать других, т.е. отказывать им в уважении, с которым надлежит относиться к человеку вообще, во всех случаях противно долгу, ибо они люди.

Внутреннее пренебрежение к ним в результате сравнения с другими подчас, правда, неизбежно, но внешнее выражение его все же есть оскорбление” .

См.: Там же.

Эти слова философа заслуживают особого внимания не только в этической теории, но и в современной, прежде всего конституционной юриспруденции. Нравственная чистота индивида скорее редкость, чем правило, поэтому требовать от людей априорного признания и внутреннего уважения авторитета других было бы большой ошибкой.

Однако каждый человек в силу требований права обязан воздерживаться от внешнего проявления своего неуважения к другим, даже если они того заслуживают.

А в отдельных, специально оговоренных случаях закон может потребовать от некоторых субъектов правоотношений (например, от государства и его органов) даже активного принятия мер к обеспечению, гарантированию и защите достоинства граждан.

Имеются основания утверждать, что право на достоинство обладает свойством всеобщности, в то время как подлинное достоинство человека – большая редкость. Данное противоречие Ф. Ницше связывал с происхождением людей, силой, принадлежностью к определенной нации.

По мнению мыслителя, достойные люди – это социальная группа, а не все общество, поскольку не каждый индивид заслуживает высокого звания человека. Это утверждение, будучи само по себе истинным, должно быть обставлено рядом важных оговорок.

В цивилизованном государстве всякий индивид, независимо от таких обстоятельств, как пол, раса, национальность, имущественное и должностное положение, имеет естественное право на достоинство.

На равных основаниях с другими лицами каждый человек вправе совершенствовать себя нравственно, этому не может препятствовать врожденная слабость, национальность или неаристократическое происхождение. Человек имеет право, прежде всего, на свое собственное достоинство, что не исключает права на уважение достоинства со стороны других лиц. Таким образом, право на достоинство есть одна из форм проявления принципа юридического равенства при фактическом неравенстве людей.

Научный анализ сущности конституционного права человека на личное достоинство полезно начать с выяснения форм его нарушения, характеризующих деяния как носителя права на достоинство, так и других лиц.

Человек нарушает свое достоинство, когда ведет себя непристойно в обществе, пьянствует, злословит, жадничает или бездельничает.

В большинстве случаев юридическая система заявляет о своей нейтральности по отношению к таким формам проявления неуважения человека к самому себе, оставляя разрешение этих проблем на усмотрение данного индивида или общества.

Однако это не исключает из содержания конституционного права на достоинство обязанности человека к самоуважению и разумной строгости по отношению к самому себе. Кроме того, человек неизбежно теряет в своем достоинстве, когда он проявляет несостоятельность в делах и личной жизни.

Нарушение права на достоинство со стороны других лиц характеризуется большим разнообразием форм, к числу которых следует отнести унижающее достоинство физическое воздействие (побои, истязание, пытки), грубые способы вербальной и невербальной коммуникации (унижающие достоинство слова, жесты, мимику), а также недобросовестные формы деятельности в самых различных сферах, прямо или косвенно затрагивающие достоинство людей (некачественное обслуживание клиентов в бизнесе, унизительные способы оперативно-розыскной работы или затянутые уголовно-процессуальные сроки, ложно понимаемые цели воспитания в образовательных учреждениях, унижение начальниками подчиненных, богатыми бедных, сильными слабых). Все эти формы объединяет стремление индивидов к самоутверждению через уничижение других. Кроме того, достоинство личности несовместимо с положением имущественной нищеты, поэтому государство, неспособное к эффективной социальной политике, также нарушает достоинство человека . Приведенный перечень форм умаления нравственной ценности личности со стороны других лиц, разумеется, не может претендовать на исчерпывающий характер . Человеку свойственна изобретательность в достижении всяких, в том числе и негативных, целей.

См.: Комкова Г.Н. Современное понимание равенства прав человека: российская и зарубежная интерпретация // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2004. С. 6.
Представляет интерес, например, факт массового обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь граждан, категорически несогласных с внесением в паспорт идентификационного номера, что, по их мнению, унижало их личное достоинство. См.: Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека. Минск, 2003. С. 122.

Жестокое обращение человека с человеком было особенно присуще первичным стадиям развития общества. Для древнего человека, по наблюдению Ф. Ницше, страдания других людей доставляли наслаждение, а причинение таких страданий – еще большую радость.

Умаление достоинства личности в древнем обществе – это празднество, развлечение, удовольствие, в котором испытывается постоянная потребность. Причем она вызывалась не только причинами публично-правового характера (право господина на презрение своих рабов), но и обусловливалась частноправовыми формами древнего быта. По этому поводу Ф.

Ницше пишет: “Эквивалентность создается благодаря тому, что вместо выгоды, непосредственно соответствующей ущербу (то есть вместо возмещения золотом, землею, владением какого-либо рода), кредитору доставляется в виде уплаты известного рода чувство удовольствия – удовольствия иметь право безудержно проявить свою власть над бессильным”.

Наслаждение это “ценится тем выше, чем ниже положение кредитора в общественном порядке и может легко казаться ему лакомым куском, предвкушением более высокого положения” .

См.: Ницше Ф. Генеалогия морали (Памфлет) // Избранные произведения. Кн. 2. М., 1990. С. 48 – 49.

Нетрудно заметить, что в современном обществе значительно сократились масштабы и смягчились формы проявления жестокости человека по отношению к другому индивиду, однако, по сути, данные отношения сохраняются.

Жестокость – неизменный атрибут многих популярных кинофильмов или спортивных состязаний. Жестокость в отношениях между людьми органически присуща современному обществу и полностью искоренить ее в ближайшей перспективе не представляется возможным.

Примечательно, что жестокость присуща именно человеческому сообществу. Животные в отношениях друг с другом могут проявлять агрессию, запугивать других особей или даже убивать их в борьбе за жизнь, территорию или сохранение потомства.

Но их мотивы по человеческим меркам чисты и наивны, им неведомо понятие нравственной ценности индивида, поэтому они не способны на эту ценность каким-либо образом посягать.

Если жестокость – крайняя форма проявления неуважения человека к другому индивиду и ее масштабы в историческом измерении значительно сократились, то умаление достоинства человека более мягкими способами представляет собой крайне распространенное явление.

Беспардонность, нахальство, грубость и бесцеремонность столь же часто встречаются в бытии, как и вежливость, гуманность, благопристойность или предупредительность.

Унижение в достоинстве через нецензурную брань, употребление специальных слов и выражений, посягающих на моральную ценность индивида, чрезвычайно распространены в самых разнообразных сообществах, включая те из них, которые принято считать элитарными коллективами.

Эта социальная болезнь, будучи юридической по своей сути, редко приобретает должные правовые формы и остается недосягаемой со стороны регулятивной и правоохранительной подсистем права. Принцип “уважения к личности”, удачно сформулированный С.А. Авакьяном , не освоен в достаточной степени и современным конституционным правом.
См.: Авакьян С.А. Конституция как символ эпохи // Конституция как символ эпохи. Т. 1. М., 2004. С. 9.

Достоинство как объект права необходимо отличать от близких по сути, но несколько иных категорий (репутация, авторитет, доброе имя). По сравнению с этими понятиями, достоинство указывает на минимальный, общепринятый и стандартный состав позитивных нравственных свойств, априорно присущих человеку в силу его природы.

Достоинство требует уважения лица как человека, а репутация, авторитет и доброе имя – его признания как индивида, отличающегося от других. Умаление достоинства не следует путать с ущемлением самолюбия. Оно неразрывно связано с равноправием, требуя от всех без исключения минимально необходимого взаимоуважения в общежитии.

Поэтому в юридическом процессе достоинство лица не нуждается в доказывании, это свойство личности имеет преюдициальное значение.

Репутация, авторитет и доброе имя, напротив, приобретаются и завоевываются индивидом в течение его жизни, они могут быть частично или полностью утрачены, поэтому их установление правоприменителем требует должной доказательственной базы.

Однако и само понятие достоинства весьма многозначно.

Мы часто говорим о достоинстве, подразумевая преимущества чего-либо (по сравнению с недостатками), цену объекта (банкнота достоинством в столько-то рублей), позитивное действие (достойный ответ), существенное достижение или высокую степень заслуженности (достоин такого-то звания), употребляем это слово, чтобы показать положительность какого-то действия вообще (удостоить ответом или вниманием). Указанные значения термина, несмотря на то что они не связаны напрямую с нравственными свойствами человека, позволяют нам глубже понять их подлинное содержание. Достоинство предполагает именно позитивную сторону человеческой личности, оцениваемую весьма высоким образом и заслуживающую почтения со стороны окружающих. Оно характеризует и значительную степень свободы индивида, который избавлен от чрезмерной опеки со стороны властвующих лиц, господства над его судьбой. Достоинство невозможно в лакейско-рабской среде, эта категория побуждает к возвышению ценности всякого человека до определенного уровня, необходимого в цивилизованном обществе . Но достоинству чужда и гипертрофированная аристократичность: завышенная оценка личности не в меньшей мере нарушает достоинство человека, чем ее необоснованное принижение. Право на достоинство, таким образом, органически связано с правами на равенство и свободу. Этому праву корреспондирует обязанность неограниченного круга лиц воздерживаться от жестокости, грубости, унижающих заявлений о чьей-либо неполноценности, но в то же время из него вытекает обязанность людей не допускать в своем поведении излишней самоуверенности, апломба, высокомерия, презрения . В русском языке наиболее точно это выражается в группе слов “равенство – унижение – превосходство”. Право на достоинство утверждает первое из них и категорически запрещает второе и третье.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/16855-pravo-cheloveka-lichnoe-dostoinstvo-konstitucionno-pravovye-osnovy

Право на человеческое достоинство – современные наукоемкие технологии (научный журнал)

Право на достоинство это
1 В контексте исторического развития государства и права можно выделить одну очень важную тенденцию – возвышение человеческого достоинства, путем предоставления человеку всё большего объема прав и свобод, а также обеспечения гарантий их реализации.

Реализация большинства прав и свобод способствует обеспечению достоинства человека: право на жизнь; право определять и указывать свою национальную принадлежность; участвовать в управлении делами государства; иметь в частной собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им; на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами и др.

Человеческому достоинству уделяется повышенное внимание по следующим причинам: во-первых, оно принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства; во – вторых, является базисом для многих конституционных прав и свобод; в – третьих, выступает в качестве действенной гарантии не только для конституционных прав, но и прав, закреплённых отраслевым законодательством.

Конституция РФ 1993 года оказала важную роль в возвышении идеи достоинства личности, установив, что оно охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам (ст. 21).

Однако, Конституция не закрепила определения человеческого достоинства.

Характеризуя этимологическое содержание слова «достоинство» отметим, что это «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»[1]. Г. Гегель отмечал, что уважать достоинство человека должно не только государство, но и отдельные лица[2].

Следует согласиться с позицией В.В.

Невинского, указывающего, что достоинство человека – это неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами других людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве[3].

Необходимо отметить, что достоинство личности включает в себя внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, внимательное, чуткое, этическое отношение со стороны органов государства.

Итак, достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность[4].

Достоинство принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и непередаваемо, даже в науке справедливо подчёркивается, что оно должно признаваться даже за пределами биологической жизни человека – зародыша (эмбриона) и трупа человека. Например, проблемы искусственного оплодотворения, прерывание беременности женщины, защита чести и достоинства умершего. Возможность принятия достойной смерти также важная гарантия человеческого достоинства.

Известно много реальных событий, подобных указанным в легенде о царе Афин – Эгее. Царь отправив сына Тесея на остров Крит для борьбы с Минотавром, договорился, что корабль придет под теми или иными прусами в зависимости от победы или поражения.

Тесей победил, но забыл об уговоре, корабли возвращались домой под черными знамёнами, символизирующими поражение. Эгей, увидев знак беды, бросился со скалы. Нормы морали того времени устанавливали, что смерть – лучше бесславия[5].

В подобном случае только смерть, как это ни странно, могла сохранить человеку его достоинство личности.

Рассматривая вопрос о самоубийстве нельзя обойти вниманием и проблему эвтаназии – ускорения смерти больного какими-либо действиями или средствами по его просьбе.

Например, весной 2004 года смертельно больная женщина, у которой поражены мозговые центры, ответственные за двигательные функции, проиграла слушание, в ходе которого она пыталась получить в Верховном суде в Лондоне разрешение для своего мужа на то, чтобы он помог ей покончить с собой.

Женщина хотела бы покончить с собой, но в силу своего физического состояния не могла этого сделать без посторонней помощи. По британским законам, попытка самоубийства не является преступлением, однако помощь в совершении самоубийства противозаконна.

Трое членов Верховного суда постановили, что, право на человеческое достоинство, которое обеспечивается британскими законами, не предусматривает права на достойную смерть. Судьи решили, что говоря о человеческом достоинстве, имеется ввиду право вести достойную жизнь настолько, насколько это возможно. Наверное с точки зрения права данное положение верно, но а вот с точки зрения нравственности не совсем.

Важной проблемой эвтаназии является возможность ее применения в евгенических целях, например, в гитлеровской Германии в 1939 году была подписана директива, в соответствии с которой разрешалась эвтаназия – умерщвление социально бесполезных личностей (душевнобольных, алкоголиков, энцефалитиков и др.).

В заключение можно отметить, что в 20-м столетии уже сделано многое для наиболее полного обеспечения человеческого достоинства.

Нормативно закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, правда согласно ежегодным отчетам международных организаций в России это продолжает иметь место.

Притчей во языцах стали, объяснительные работников милиции, о том, что подозреваемые и обвиняемые сами себя вдруг начинают бить до сотрясения мозга, а то и случайно падают семь раз и более на нож и от ножевых ранений умирают.

В заявлении Уполномоченного по правам человека Волгоградской области указывается, что по приговору суда люди могут быть осуждены только к лишению свободы, а не к лишению здоровья, например, в местах лишения свободы царит туберкулез.

Примечательно решение Европейского суда по правам человека, вынесенное весной этого года, когда российский гражданин добился возмещения морального вреда, причиненного ему тем, что он находился в переполненном следственном изоляторе, приходилось спать поочерёдно, в три смены, нары этого гражданина находились у места общего пользования, со специфическим запахом.

Существенное внимание уделено защите и охране окружающей природной среды, ибо трудно представить какие виды человеческой жизни могут появиться из-за загрязнённой окружающей среды, уже сейчас продолжительность жизни является значительно ниже чем в начале 20 века, количество детишек с признаками уродства также возрастает.

Введены ограничения методов и средств ведения войны; ограничено применение смертной казни (а вспомним как казнили в древнем мире, в средние века); установлен минимальный размер оплаты труда, который в развитых странах выше прожиточного минимума и т.д. Однако не следует забывать, что только тогда можно достичь более существенного результата и наиболее полного обеспечения достоинства личности, когда все органы государства и местного самоуправления, отдельные граждане и их объединения будут руководствоваться принципом уважения прав и свобод, будет существовать реальное гражданское общество. Пока же многие живут по губительному для общества принципу – «Моя хата с краю».
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградорва. – М., 1999. – С. 177.

[2] Гегель Г. Соч. Т. 7. Л., 1934. С. 10.

[3] Конституционное право России: Учебник/Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М., 2003. – С. 118-119.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года по делу по проверке конституционности положения ч. 1. Ст. 547 и ч. 2. Ст. 51 УПК РСФСР//Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.

[5] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.. 1988. С. 218.

Библиографическая ссылка

Боков Ю.А., Мезина О.Н. ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 43-45;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22058 (дата обращения: 06.01.2021).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22058

Право на честь и достоинство

Право на достоинство это

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. В понятие права человека на достоинство составной частью входит право на честь и доброе имя. В соответствии со ст. 23 (ч. 1) Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Право на достоинство тесно связано с правом на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, но в то же время имеет самостоятельное содержание.

Достоинство — признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство следует отличать от чести.

Честь — это внешнее выражение достоинства, высокий авторитет, который завоевывается заслугами человека, его поступками, в то время как достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как к личности независимо от его достижений и заслуг, признание его высшей ценностью.

Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих – речь идет о чести, а если самооценка – о достоинстве личности.

Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.

Право на достоинство означает, что люди должны быть свободны в своих стремлениях и выборе образа жизни. Признание этого права предполагает отказ от любых форм рабства и принуждения.

Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.

Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст. 129 УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Согласно ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ).

Если же моральный вред (физические или нравственные страдания) был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом – выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Если соответствующие сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Хотелось бы заметить, что при судебном рассмотрении дела, заявитель не обязан доказывать несоответствие действительности распространенных сведений; доказывание невиновности, т.е. того факта, что сведения соответствуют действительности, возлагается на распространителя этих сведений.

Далее. В ряде уголовно-процессуальных норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности.

Так, например, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК).

Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК).

Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).

Кроме всего выше перечисленного, особые меры установлены законодательством и для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, военнослужащего, представителя власти. Например, в соответствии с ч.2 ст.

297 УК РФ, Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии со ст.

298, клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 ст. 298 УК РФ). То же деяние, совершенное в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 2 ст. 298 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст 298 УК РФ, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о здравоохранении. Например, при обращении за медицинской помощью и при ее получении пациент, согласно ст.

30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на: уважительное и внимательное отношение; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство.

Также «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод

Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав.

Все действия, связанные с нарушением запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влекут уголовную ответственность в соответствии со ст.

285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий), 301 (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (Принуждение к даче показаний) УК РФ.

Ущерб чести и достоинству человека наносит также его необоснованное и несправедливое осуждение.

Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица.

Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест (ст. 29 Основ).

В заключение хотелось бы заметить, что самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

19-05-2010

ООО «УралИнформПроект»
Юридический отдел

Источник: http://www.PortalPrava.ru/article.php?id=62

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.