Правила внутренней торговли

С 1 января новые правила продажи продуктов = рост цен?

Правила внутренней торговли

С 1 января 2021 года в России существенно меняются правила продажи продуктов питания в любых торговых точках – от продуктовых ларьков и рынков до крупных гипермаркетов и торговых сетей.

Постановлением Главного санврача РФ № 36 устанавливаются новые правила продажи продуктов питания на территории России сроком до 1 января 2027 года.

Новые требования к работе предприятий торговли существенно ужесточают правила их работы и вводят целый ряд новых ограничений. Принятие этого закона связано, в первую очередь, с последствиями пандемии коронавируса, накрывшей мир и Россию в 2020 году. Ведь многие учёные считают, что распространителем болезни, в первую очередь, стали места приобретения людьми продуктов питания.

Давайте посмотрим, какие изменения внесли новые Правила в привычный торговый оборот и самое главное – не способствуют ли эти изменения росту цен на продукты питания?

Разгрузка товаров в магазин с отдельного входа

В соответствии с новыми правилами, каждый магазин теперь должен быть оборудован отдельным разгрузочным входом, который должен быть расположен удалённо от основного входа в магазин и от подъездов жилого дома.

Но сейчас многие продовольственные магазины расположены в многоэтажных домах старой постройки.  У многих из таких магазинов при доставке продуктов – они заносятся в магазин через единственный вход в него. Также сегодня работает большое количество магазинов, у которых есть два входа: главный и технический – расположенный во дворе жилого дома.

Так вот – всем этим магазинам придётся или производить согласование и переоборудование используемого помещения (что дорого и не всегда технически возможно), или закрываться и подыскивать для работы более подходящие коммерческие помещения. Что, опять же, будет финансово накладно.

Ужесточение в 2021 году требований к торговым площадям заставит их владельцев искать источники компенсации новых затрат. А кто у нас всегда становится крайним в таком случае? Конечно же – покупатель!

Оборудование торгового зала по-новому

По новым правилам с 1 января 2021 года каждый магазин, торгующий продуктами питания, должен иметь в обязательном порядке исправную систему вентиляции и кондиционирования; помещение должно быть отапливаемым; оно должно иметь водоотведение холодной и горячей воды и канализацию.

Представляется, что новые требования наиболее тяжело будет выполнить небольшим поселковым и сельским магазинам. Ведь часто такие магазинчики располагаются в неприспособленных помещениях: в подвалах жилых домов или отдельно стоящих маленьких по площади постройках. Часть из них технически не сможет исполнить новые правила торговли и оборудовать магазин по всем вышеперечисленным параметрам.

В этом случае такой магазинчик будет закрываться, а его владелец будет вынужден подыскивать для ведения бизнеса оборудованное всем необходимым помещение большей площади.

Конечно же, аренда нового помещения уже может в разы отличаться от стоимости того, из которого предприниматель будет вынужден переселиться.

Из чьего кармана предприниматель возместит свои непредвиденные затраты: своего или потребителей? – ответ думаю очевиден.

Требования к сотрудникам продуктовых магазинов

С 2021 года продавцы в магазинах будут обязаны проходить регулярный медосмотр и ежедневный внутренний контроль на наличие простудных заболеваний, в том числе повышенной температуры тела.

При появлении признаков респираторных болезней они будут обязаны покинуть рабочее место и обратиться за медицинской помощью.

В случае несоблюдения этого требования, находящийся за прилавком болеющий работник будет увольняться «по статье».

Кроме того, на кассах магазинов кассиры с 2021 года теперь не смогут навязывать покупателям приобретение товаров по акциям и скидкам. Это – хорошее нововведение, так как с каждым годом кассы многих магазинов стали всё больше походить на заваленные продуктами торговые прилавки, а сами кассиры – на завывал и рекламщиков.

Торговля продуктами по-новому

С 1 января 2021 года можно будет заметить существенную перестановки во всех продовольственных магазинах страны. Ведь теперь продавать продукты питания надо по новым правилам:

  • Запрещается продажа продуктов питания с поврежденной упаковкой, в том числе помятых коробках, порванном целлофане, смятых металлических банках.
  • Запрещается разделка разных групп пищевых продуктов в одном месте. У каждой группы разделываемых пищевых продуктов должны быть свои отдельные места в магазине, свои разделочные доски и ножи. Также взвешивание разных групп продуктов должно осуществляться на разных весах.
  • Запрещается продажа в одном отделе магазина готовых продуктов питания (например, колбасной продукции, сыров) с продукцией в сыром виде (яйца, полуфабрикаты).
  • Запрещается продажа овощей и фруктов с испорченным товарным видом (мятые, деформированные, порченные продукты).
  • Запрещена продажа повторно замороженных полуфабрикатов после их непредвиденной разморозки. Например, если в магазине отключили электричество – всё что разморозилось надо будет выкинуть.

Все вышеперечисленные новые правила продажи продуктов питания в 2021 году направлены на обеспечение безопасности и устранение угрозы здоровью потребителей. Все изменения должны будут обеспечить владельцы торговых объектов за свой счёт. Давайте будет надеяться на то – что не за наш!

Подписывайтесь на мой дзен-канал и на мой ютуб-канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/soveti_advokata/s-1-ianvaria-novye-pravila-prodaji-produktov--rost-cen-5ff177ccd1a90641ca366625

«Арбуз не резать»: как новые правила Роспотребнадзора отразятся на торговле

Правила внутренней торговли

С 1 января 2021 года вступят в силу новые правила продажи продуктов в магазинах и на рынках. Соответствующие санитарно-эпидемиологические требования Роспотребнадзора опубликованы во вторник 22 декабря на интернет-портале правовой информации.

Новые правила во многом логичны и предсказуемы и должны понравиться покупателям. Например, запрещается продажа продуктов питания с истекшим сроком годности. Они должны быть изъяты из торгового зала и размещены отдельно.

Нельзя продавать продукцию с признаками микробиологической порчи: позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженную и замороженную рыбу или мясо, яйца с загрязненной скорлупой и другими дефектами, утиные и гусиные яйца (они часто бывают заражены сальмонеллой), а также порезанные бахчевые культуры (арбузы, дыни и т. п.). Хотя, например, это не запрещено в ЕС — в сетевых магазинах Европы продажа половинками (упакованными в пленку) широко практикуется.

В торговых точках не допускается взвешивание без упаковки пищевой продукции, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки.

Не должны продаваться товары без сопроводительных документов или имеющие несоответствующие органолептическим показателям и техническим регламентам России.

Роспотребнадзор актуализировал санитарные правила специально для торговли в нестационарных объектах и на ярмарках. Продажа хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий на ярмарках и рынках должна осуществляться только в упакованном виде. Запрещается продажа продуктов домашнего приготовления, уточняется в санитарных правилах.

«Реализация сырого молока на рынках допускается только при наличии на месте реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения», — отмечается в документе Роспотребнадзора.

Торговые палатки и торговые павильоны должны быть укомплектованы раковинами с водой для мытья рук.

Для ларьков с непродовольственными упакованными товарами допускается использование кожных антисептиков.

Кроме того для уличной торговли обязательна установка навесов для защиты продуктов от осадков и солнечных лучей. Все нестационарные торговые объекты, в том числе и при организации торговых ярмарок и выставок, должны быть удалены не менее 100 метров от туалета.

Новые СанПиНы допускают работу продуктовых магазинов в многоквартирных домах.

Но погрузку и разгрузку продуктов разрешают только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Торговать или подвозить продукты со стороны дворов, где расположены входы в жилые помещения, запрещено.

Стационарные магазины должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха.

Наконец, работники торговых объектов, контактирующие с пищевой продукцией, должны проходить гигиеническую подготовку и аттестацию.

Это требование должно действовать при приеме на работу и соблюдаться в последующем — не реже одного раза в два года.

Старые правила в новой упаковке

Новые требования к организации торговли стали частью так называемой регуляторной гильотины, начатой в январе 2019 года занимавшим в то время должность премьер-министра Дмитрием Медведевым.

Власти под напором бизнеса согласились с тем, что введенные еще во времена СССР и неоднократно дополненные правила не отвечают реалиям и даже сдерживают экономический рост. Предлагалось, что правительство сократит избыточные нормы.

Новые требования Роспотребнадзора стали действительно компактнее.

Но не факт, что произошли принципиальные изменения. Эксперты и участники рынка, опрошенные «Газетой.Ru», дают пока что сдержанные комментарии по поводу новых требований. Или вообще отказываются высказывать критические замечания в адрес автора новаций — Роспотребнадзора.

Во-первых, новые санитарные нормы не такие уж и новые, они вводятся в первую очередь в интересах потребителей, сохранения их здоровья и защиты их прав, не сомневается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Все, что касается продажи продуктов питания в надлежащем виде, то большинство таких правил магазины выполняли и до этого. Требование по наличию медицинских книжек для продавцов – тоже не нововведение.

Поэтому здесь мало что меняется как для потребителей, так и для продавцов продуктов питания», — считает Сигал.

А что касается обязательной установки раковин и постоянной подачи воды в нестационарных объектах торговли — реализовать это будет возможно не везде. «Значит, часть малых предприятий торговли либо будут все-таки оборудовать свои точки все необходимым, либо сменят расположение», — говорит представитель бизнес сообщества.

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко считает, что СанПиН не мог не измениться еще и потому, что 2020 год и пандемия заставили всех «серьезно задуматься» о санитарной безопасности, дезинфекции, личной гигиене и т.д.

«С одной стороны, новые нормы потребуют дополнительных затрат от бизнеса, с другой стороны, логично, что должны появляться новые ориентиры, которые помогают в новых условиях создавать определенную культуру обращения с продуктами, особенно со скоропортящимися. И производители и продавцы должны быть к этому готовы», — считает Даниленко.

За жесткость правил заплатит покупатель

Совладелец конного завода «Ермак» и владелец фермерского хозяйства «КФХ Ермоленко» Кирилл Ермоленко (Самарская область) признает, что проблемы с попаданием на рынок некачественной продукции действительно имеются и новые правила должны решить эту проблему. «У нас более половины от всего продаваемого мяса завозится. И если в стационарной торговле и в заведениях общепита ситуация под контролем, то на рынках факты реализации некачественной продукции встречаются не так уж редко», — говорит фермер.

При этом фермер считает, что из-за новых правил есть риск дополнительных расходов. «Производители и продавцы могут переложить дополнительные потери на покупателя, повысив цены», — говорит Ермоленко.

Но по мнению члена экспертного совета по эффективности управления при комитете Госдумы по экономической политике Николая Калмыкова обновлённые нормы торговли «даже слишком мягкие». Он не исключает, что контролирующие органы сейчас, во время пандемии, роста цен и острых дискуссий в обществе, боятся резко закручивать гайки в торговой сфере, хотя давно пора было это сделать.

«Не дело, когда продают испорченные продукты, с нарушенной упаковкой. Многие видели сотни раз продажу порезанных арбузов, стоящих на грязных прилавках. А что за дело, когда продукты питания лежат под солнцем и дождем без навеса? Или когда между продуктами бегают крысы?», — возмущается эксперт.

По его мнению, новые правила не лишены наследственных болезней советского нормотворчества с его регламентированием каждого шага предпринимателя и одновременно двусмысленностью многих требований.

Например, полностью избежать почвы для коррупции и подкупа чиновников, курирующих торговлю, наверняка, не получится и сейчас.

«Но ответственный бизнесмен должен всегда находиться в диалоге с государством, направлять предложения, жалобы, инициативы и участвовать в разных формах экспертной оценки принимаемых государством решений Эффективность административной гильотины зависит не только от государства, но и от бизнеса», — уверен Калмыков.

Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков считает неверным подход, при котором и проверяющие и проверяемые заранее подозреваются в нарушениях.

«Роспотребнадзор подготовил этот документ непосредственно при участии бизнеса, документ более комфортный, чем действующие нормы, более выигрышный и понятный для нас.

Он закрепляет обязательные для исполнения нормы и дает гарантии потребителю», — резюмирует глава АКОРТ.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/12/22/13410524.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.