Правила посещения уроков администрацией школы законодательство

Посещение уроков администрацией школы закон об образовании

Правила посещения уроков администрацией школы законодательство

Регламент и правила посещения уроков

Сколько напрасных треволнений и негативных переживаний связано с посещением урока. А нельзя ли организовать эту процедуру так, чтобы она не предвещала неприятных сюрпризов? Именно такое решение и предлагают авторы статьи.

Позитивные оценки — вначале, критика — потом

На урок ходят с разными целями. К примеру, родители — за тем, чтобы увидеть, как учится их ребенок, а методисты — для знакомства с педагогической новацией. В любом случае учитель нуждается в том, чтобы его обязательно и заранее извещали о цели посещения.

Обычно посещение регулируют специальными планами-графиками, которые доводят до сведения каждого педагога. Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь.

Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя. Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать.

Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений.

Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть. Наблюдение без определенной цели — непродуктивный путь. Нужно знать и те новые подходы к проблеме, которые используют другие педагоги.

Право ознакомиться с планом урока действует исключительно в день посещения. Недолжностному лицу документы (в том числе планы) учитель показывает по своему усмотрению. Информацию об уроке посещающий записывает на бумаге, а на диктофон или видео — только с согласия учителя. Целесообразно использовать таблицы, карты, другие трафареты: они облегчают и запись, и обобщение результатов.

В зависимости от целей фиксируется весь ход урока (например, при изучении формирования системности знаний), его фрагменты (скажем, в связи с методикой актуализации изученного) или одна из сторон учебного процесса (к примеру, учебная деятельность учащихся).

Записи делаются в специальных журналах или тетрадях, что особенно важно соблюдать в период аттестации. Записывается название предмета, темы, фамилия, имя и отчество учителя, дата проведения (посещения) урока. В некоторых случаях — порядковый номер урока (первый. пятый.

), количество учащихся, время, затраченное на тот или иной вид работы. Оценочные суждения, не связанные с запланированными целями, подлежат обязательному уточнению и подтверждению. Отмечаются и педагогически грамотные, и слабые моменты урока.

Шум, отсутствие внимания и интереса к рассказу учителя обязательно фиксируются. При изучении позитивного опыта учитываются только методические недостатки.

Анализ урока, если он дается на конференции или семинаре, начинается с самоанализа учителя. Потом урок оценивают посещавшие его. Должностные лица (методисты, завуч) имеют право рекомендовать, все остальные только советуют — или по своему усмотрению, или по просьбе учителя.

После этого педагог может высказать свое согласие или несогласие с критикой и замечаниями. Неукоснительно соблюдается и такое правило анализа: позитивные оценки — вначале, а критика — потом. Негативную информацию о своем уроке учитель имеет право получать в частной беседе.

Замалчивание недостатков наносит существенный урон учебно-воспитательному процессу.

Все эти правила — только рекомендации, неписаные законы. А для гарантированной защиты учебно-воспитательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий, который может быть положен в основу этого документа.

Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий

1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3. Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6. Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.

1.7. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого количества учащихся из-за эпидемии и т.д.) учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.

2. Посещение урока или внеклассного мероприятия.

2.1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).

2.2. График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь).

2.3. Учителя дополнительно информируют о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).

2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.д.).

2.5. Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия.

2.6. Учитель вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.

2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами учителя, с учебной программой.

2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения учителя.

3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке.

3.1. Запрещается появляться на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала.

3.2. Запрещается покидать урок до его завершения.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/poseshhenie-urokov-administraciej-shkoly-zakon-ob.html

Вопросы-ответы по праву в образовании

Правила посещения уроков администрацией школы законодательство

Вопросы-ответы по праву в образовании

Поясните, пожалуйста, следующие моменты.

Имеет ли право завуч школы проверять поурочные планы учителя утром перед уроками просто на предмет их наличия? Может ли завуч школы приходить на уроки учителя по своему усмотрению или же это должно находится в соответствии с планом внутришкольного контроля? Имеет ли право учитель не пустить на свои уроки администрацию и в каких случаях? Заранее благодарна за ответ.
(Шангина Татьяна, 17.10.2005 17:46:59, )

Ознакомление заведующего учебной частью с поурочным планированием вполне допустимо, так как это является одним из методов проведения инспектирования. План должностного (внутришкольного) контроля может включать также и проверку ведения педагогическими работниками установленной школьной документации.

Согласно Примерному положению об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, рекомендованным Минобразованием РФ к применению и направленными письмом Минобразования РФ от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874 о снованиями для проведения инспекционных проверок являются:

– заявление соискателя (педработника) на аттестацию;

– план-график проведения инспекционных проверок – плановое инспектирование;

– задание руководства органа управления образованием – проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);

– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования – оперативное инспектирование.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

План-график инспектирования разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от муниципального органа управления образованием, и доводится до сведения работников в начале учебного года.

Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.

Продолжительность тематических (по одному направлению деятельности) или комплексных проверок (по двум и более направлениям) не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более пяти уроков, занятий, лекций и других мероприятий.

Но существует также и инспектирование в виде оперативной проверки.

Оно проводится в   целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. По данному основанию завуч также имеет право присутствовать на уроке учителя.

    С уважением, юридический отдел компании “Гарант”.

http://www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=26897

ВОПРОС: Здравствуйте, уважаемые коллеги.Я работаю в городе Улан-Удэ рядовым молодым учителем. Меня интересует вопрос, прописаны ли в каком-то документе требования к посещению уроков администрацией школы? Имеет ли право завуч приходить на урок без предупреждения и с опозданием? Завуч нашей школы взяла такое посещение уроков за правило. Приходит на урок с опозданием и часто занимает для фотографирования урока стул самого учителя. Такая ситуация держит постоянно в напряжении молодых учителей. Должен ли педагог быть предупреждён и посещении его уроков и, если да, то за какое время до начала урока? ОТВЕТ: В идеале – накануне. При этом должно быть обоснование посещения (т.е. что будут проверять). После звонка на урок НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА входить в класс, если учитель не был предупрежден об опоздании по ув. причине. Сидеть за учительским столом – вообще нонсенс какой-то! А вообще посещение уроков прописывается в плане работы школы на месяц и вывешивается на стенде информации. Внеплановые посещения (повторюсь) должны иметь под собой обоснование. Хотя Ваша завуч, к сожалению, не уникальна. Сочувствую! КОМЕНТАРИЙ завуча школы:

1.В школе висит график посещения уроков на год, четверть. Поэтому все учителя знают заранее о том, что их уроки посетит администрация школы. Мы считаем, что внезапно на урок с целью контроля прийти нельзя.

Исключением могут быть недобросовестные работники, невыполняющие свои функциональные обязанности. Такие работники ставятся на персональный контроль. О посещении урока они предупреждаются за 15 минут. У нас нет таковых (тьфу…

, тьфу…, тьфу!)

2.Посещать уроки администрация должна (завуч должен посетить за год не менее 180 уроков, а это примерно 6 уроков в неделю). Я считаю, что предупредить учителя заранее надо (хотя этот вопрос индивидуальный, некоторые учителя просят не предупреждать, а то бессонные ночи и т.п.). Я предупреждаю учителей, которых хочу посетить на неделе, на планерке в понедельник. С каждым учителем согласовываю, на какой урок и в какой класс лучше придти. Ведь я хочу увидеть все самое лучшее в работе учителя, а не подловить его на чем-то. КОМЕНТАРИЙ учителя: 1.По моему мнению, лучше, когда администрация предупреждает о времени и цели посещения урока хотя бы за 1 день. В крайнем случае, за 1 час до начала урока, чтобы учитель мог психологически настроиться. Но это несбыточная мечта, так как в школе чаще всего завуч предупреждает о своем приходе за 5 минут до начала урока, или может без предупреждения зайти в класс со звонком на урок. 2.Я считаю, что предупреждать преподавателя (учителя) о том, что его урок хотят посетить просто необходимо. Спросите почему? Да всё очень просто. Урок – это “спектакль”. И к каждому уроку (новому “спектаклю”) учитель готовиться индивидуально. Сценарий урока зависит и от темы занятия, и от формы урока, и от класса (сильный, слабый, большой по численности, маленький, шумный, спокойный и т.д.), и от самого педагога (полохое самочувствие, не то настроение или например обещали ученикам провести занимательный урок с отступлением от темы). Вряд ли проверяющие положительно оценят подобные ситуации. А мы ведь тоже люди.

Говорить о том, что все проблемы надо оставлять за дверью кабинета конечно правильно, но и форс-мажор никто не отменял. Поэтому, уважаемые проверяющие предупреждайте о своём желании посетить урок хотя бы накануне.

А если не получается, то не ставьте учителя перед фактом что Вы явитесь через 5 минут с проверкой, а тактично спросите разрешения поприсутствовать на уроке и если Вам откажут, что маловероятно, то можно договориться о конкретном дне и времени.

КОМЕНТАРИЙ юриста:

Из ответа юридического консультанта Российского образовательного портала school.edu.ru

Источник: https://proshkolu.ru/user/ship337/blog/46582

Кто имеет право приходить на урок к учителю без предупреждения

Правила посещения уроков администрацией школы законодательство

20 декабря 2018 год

Привет! Разговор сегодня о посещениях уроков со стороны других педагогов и администрации. Многие учителя, особенно молодые специалисты, жалуются на них.

Отрывки из постов социальных сетей

· Завуч заходит перед уроком и требует поставить подпись в каком-то журнале.

После просьбы объяснить, что я должна подписать, она сказала, что будет регулярно приходить ко мне посередине урока (за строптивость). · Я МС.

Ко мне на уроки постоянно приходят классные руководители, говорят со своими классами и остаются на пол-урока, смотрят за его ходом.

Мое мнение

Когда я начинала педагогическую деятельность, ко мне не очень часто приходили на уроки. А надо было бы. Если завуч приходит по плану на урок (предупредив заранее), а потом разберет его по косточкам и даст советы, это здорово! Особенно молодому специалисту.

Иногда учителя не понимают этой пользы. А происходит это, потому что им не объясняют цель посещения, им кажется, что их «проверяют». Классные руководители наверняка тоже хотят помочь, ведь они знают своих ребят. Их ошибка, что не говорят о цели визита и сидят на уроках (???) без предупреждения.

Другое дело – если завуч приходит «назло». Действительно, иногда бывает такое. Мы в своей школе иногда жаловались на безобразное поведение некоторых учеников. В ответ на это завуч неизменно говорила, что она будет приходить к нам на уроки. И приходила. В ее присутствии дети вели себя хорошо (кто бы сомневался?), а на других уроках продолжалось то же самое.

Сами понимаете, что после этого обращаться за помощью к администрации уже не хотелось))). Возможно, я не права, и это тоже называется помощью? Как думаете?

А в последнее время перестали приходить на уроки. Ко всем. Даже к молодым. А им очень нужна методическая помощь.

Нужны не проверки, а помощь)))

Обратимся к закону

Но что значит мое или мнения других педагогов? Надо посмотреть, что об этом говорит закон.

По закону порядок посещений уроков определяет само учебное заведение. Правила установлены еще приказом 223 Минпроса в декабре 1985 года, которые действительны до сих пор. И никто не отменял трудовой кодекс (197-ФЗ, декабрь 2001).

Главное:

· Посторонние лица присутствуют во время урока в классе только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс после начала урока разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.· Не разрешается делать замечания учителям по поводу их работы во время проведения уроков и в присутствии учащихся.

Порядок посещений: кто посещает, когда предупреждает, как часто и т.д. должен быть прописан в документе школы, а работники ознакомиться с этим. Исключительные случаи тоже должны быть оговорены заранее.

Что считается нарушением

Будут считаться нарушениями, если:

· Нет такого положения в школе.

· Предупредили не за 1-2 дня (как написано), а за 1015 минут до начала урока или не предупредили вовсе.

· Написано, что можно посетить 1 урок, а смотрят 2 подряд или больше.

Исследование о посещениях

Отвечают учителя.

Почти 24% учителей из ответивших жалуются на то, что их посещают без предупреждения! Это серьезное нарушение.

Что говорят педагоги

Педагоги так реагируют на жалобы своих коллег:

· Со звонком вы — хозяйка урока, попросите выйти и не мешать работать. И на двери со стороны коридора повесьте объявление: «Идет урок. Огромная просьба — не отвлекать своими визитами».· Плюсую, но табличка – перебор)))· Не протестуйте. Слушайте внимательно все замечания. Постарайтесь извлечь из этого максимальную пользу.· Ткните коллег в локальный акт школы. · То, что вы МС, не дает права всем подряд заходить на урок. У вас должен быть наставник, который будет оказывать вам помощь.· Надо сказать: «Как чудесно, что вы пришли! Можно я попрошу вас провести мне мастер-класс?» Сами сбегут)))· Не об «отпоре» надо думать, а о том, как научиться работать.Ваша подписка помогает развитию канала – спасибо!!!

Ну вот, мнения разделились. Но право приходить без предупреждения на урок есть только у администрациив исключительных случаях, оговоренных в локальном акте школы.

А часто ли посещают ваши уроки?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/uchilka/kto-imeet-pravo-prihodit-na-urok-k-uchiteliu-bez-preduprejdeniia-5c1b5b2b16508a00a953f915

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.