Правила и обязанности ребенка

Содержание

Основные обязанности детей

Правила и обязанности ребенка

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

(по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников

http://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/prava_rebenka/,

справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)

Права ребенка – свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.

К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:

· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

· Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм.

Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» –основной акт о правах ребенка в России.

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

· Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

· Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

· Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

· Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.

Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.

Основные обязанности детей

Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:

– слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

– получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

– соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

В 14 лет добавляются следующие обязанности:

– иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

– работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);

– выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

– соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 17 лету юношей появляются обязанности:

-встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

– пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Источник: https://poisk-ru.ru/s10703t2.html

Права и обязанности несовершеннолетних детей в РФ 2020

Правила и обязанности ребенка

Права и обязанности несовершеннолетних детей кратко:

  • расти в родительской семье;
  • пользоваться защитой;
  • получать развитие и средства на жизнь;
  • учиться;
  • работать.

Права детей в разном возрасте

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст.

132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь.

И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Обязанности

Ребенок с определенного возраста тоже обязан делать кое-что на благо общества и своей семьи. Начинается это с момента, когда ребенку исполнилось 6 лет. В этом возрасте дети получают обязанность получить основное общее образование. Они должны слушаться родителей и соблюдать правила поведения, что установлены в учреждениях воспитания и образования, дома и в общественных местах.

С 14-го дня рождения обязанности подростков в России расширяются: им необходимо соблюдать устав учебного заведения либо общественных объединений. Если подросток трудится — соблюдать трудовое законодательство, контракт и условия трудового договора.

По достижении 17-летнего возраста юноши обязаны встать на воинский учет.

Нарушения и ответственность

С понятием ответственности россияне знакомятся с самого юного возраста: отвечать они начинают перед родителями или другими лицами, которые несут за них ответственность. У детей постарше есть не только права и обязанности, ответственность несовершеннолетних у них тоже имеется. Наступает она с подросткового возраста.

С 11 лет они рискуют быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, которые еще не подлежат уголовной ответственности. Они называются центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

С 14 лет подростки сами несут ответственность по заключенным сделкам и должны сами возмещать причиненный ущерб. За особо тяжкие преступления им грозит уголовное наказание. Это не значит, что в обязанности несовершеннолетних до 14 лет не входит подчинение закону. Он един для всех.

С 16 лет — уголовное преследование за все преступления. С этого же возраста наступает административная ответственность.

Источник: https://go2school.ru/poleznoe/prava-i-obyazannosti-nesovershennoletnikh

Права и обязанности детей: краткий список по семейному кодексу и законодательству РФ, несовершеннолетние в семье и в школе

Правила и обязанности ребенка

У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.

Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся.

Права и обязанности детей закреплены законодательно и исполнять их должны все несовершеннолетние.

Когда у ребенка появляются права

По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет.

С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается.

При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:

  • Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом;
  • Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
  • Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
  • Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
  • Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
  • закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • закон 273-ФЗ «Об образовании»;
  • другие нормативные документы.

Права и обязанности несовершеннолетних детей

У каждого ребенка есть права, нарушать которые не вправе ни один человек, в том числе и его родители. Они не зависят от того, живет ребенок в родной семье или в приемной. Они изложены в главе 11 СК РФ.

Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:

  • жизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
  • получение российского гражданства;
  • получение имени, фамилии и отчества;
  • общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
  • проживание и получение воспитания в семье;
  • исповедование той веры, которую он выберет;
  • свободное высказывание своего мнения;
  • свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
  • защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
  • помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
  • обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
  • получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
  • отдых и досуг в соответствии с возрастом;
  • получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
  • охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
  • неразглашение информации, которая является тайной;
  • неприкосновенность личных вещей;
  • получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.

Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.

У детей есть и обязанности согласно закону:

  • по достижении 14 лет получить паспорт;
  • с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • соблюдать требования законодательства.

В семье

требования, которые предъявляются к несовершеннолетнему в стенах родного дома, зависят от его родителей. они устанавливают правила совместного проживания, когда каждый член семьи приносит свою пользу. главное, чтобы эти установки не нарушали права ребенка, закрепленные в законе.

долг каждого ребенка по отношению к своим родителям:

  • уважительно и заботливо относиться, дорожить их мнением;
  • поддерживать порядок и чистоту в своей комнате, соблюдать гигиену жилища;
  • помогать вести домашнее хозяйства, по необходимости выполнять бытовые поручения.

родители в свою очередь должны:

  • ценить и уважать достоинство своего ребенка;
  • дать все необходимое для нормального роста и развития – тепло и любовь, одежду и вещи, полноценное питание;
  • разрешать видеться с кровным родителем, который не проживает с ним, если тот не лишен родительских прав, а также с родственниками с его стороны;
  • организовать обучение в школе, дополнительные занятия в свободное время;
  • представлять интересы несовершеннолетнего в любых инстанциях;
  • проводить регулярно медицинские обследования и вовремя водить к врачу.

конечно, это не полный, краткий перечень прав и обязанностей ребенка, которые он имеет дома. так, после достижения совершеннолетия дети обязаны содержать своих престарелых родителей, когда они становятся нетрудоспособны.

в школе

детям определен срок обучения в школе – с 6 до 17 лет. организация поступления в школу, обеспечение всем необходимым и помощь в занятиях ложатся на плечи родителей. при обучении школьник должен придерживаться тех правил, которые установлены в уставе общеобразовательного учреждения.

обычно от ученика требуют:

  • уважать старших, здороваться при встрече;
  • ходить на все уроки, не прогуливать;
  • выполнять все положенные задания;
  • на уроке соблюдать тишину, не заниматься посторонними делами;
  • отвечать на вопрос по требованию учителя;
  • приходить в школу в надлежащем виде, ухоженным и аккуратным;
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества, не курить;
  • беречь школьное имущество;
  • не причинять вред своему или чужому здоровью.

какие именно требования предусмотрены в школе, несовершеннолетнему должны разъяснить его родители, педагоги и другие сотрудники образовательной организации. в случае невыполнения требований на рассмотрение администрации школы может быть вынесен вопрос об исключении учащегося.

безусловно, ребенок обладает правами и в стенах школы:

  • не подвергаться опасности во время пребывания в учебном заведении;
  • заниматься в помещениях, соответствующим всем принятым нормативам по освещенности, температуре, чистоте и пр.;
  • иметь время на отдых между занятиями и специально отведенное время для приема пищи;
  • знать свои оценки и получать необходимую информацию по всем предметам от педагогов;
  • получать объективную оценку своих знаний;
  • пользоваться уважением к себе со стороны сверстников и педагогов;
  • пользоваться консультацией штатного психолога по необходимости;
  • посещать свободно школьные мероприятия и библиотеку.

защита прав ребенка и последствия их нарушения

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего?

Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Все эти ситуации влекут за собой правовые последствия. Некоторые особо тяжкие случаи приводят к уголовной ответственности и лишению прав на ребенка.

Сюда относятся:

  • нанесение физических повреждений, избиения;
  • нарушение половой неприкосновенности;
  • отсутствие продуктов питания для ребенка;
  • принуждение к распитию алкоголя и употреблению токсических веществ;
  • вовлечение в преступную деятельность.

Другие, менее серьезные нарушения приводят к административным мерам (штраф):

  • уклонение родителями от выплаты средств на содержание своих детей;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, больницы, садика или другого учреждения, куда тот был помещен;
  • ненадлежащее исполнение родителями своих законных обязанностей.

В отдельных случаях уклонение от уплаты алиментов может подвести нерадивого родителя под уголовную статью. Достаточно ли штрафа, или для исправления алиментщика необходимо ограничение свободы, решает суд.

Суд может постановить временно ограничить родителей в правах на детей. В этом случае дается полгода на исправление недочетов, которые выявила проверка органами опеки и попечительства при выезде на место проживания семьи. О лишении родительских прав говорится в ст. 69–74 СК РФ.

Часто дети боятся кому-то рассказать о тяжелой ситуации дома или в школе. На уроках и классных часах школьникам рассказывают, куда можно обратиться при нарушении их прав родителями или другими людьми.

Все граждане нашей страны, в особенности некоторые категории работников – медики, учителя и пр., – должны сообщать в компетентные органы о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних. Заметив, что ваши соседи или знакомые жестоко обращаются с собственными детьми, поставьте в известность об этом соответствующие государственные структуры, которые возьмут на себя защиту прав ребенка.

Куда можно обратиться самому ребенку, когда он попал в сложную жизненную ситуацию, или лицам, обнаружившим ущемление его законных интересов:

  • в органы опеки и попечительства своего района;
  • к социальному педагогу или школьному психологу;
  • в полицию, к своему участковому;
  • в органы прокуратуры;
  • к уполномоченному по правам ребенка вашего региона;
  • по специальному телефону доверия.

Когда ребенку или его имуществу причинен вред, родители вправе обратиться в суд для взыскания морального и материального ущерба. Причин для этого может быть много: унижение достоинства, клевета, распространение тайны личной жизни, порча или кража имущества и пр.

Ответственность детей за невыполнение обязанностей

Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

  • хулиганство;
  • распитие алкоголя;
  • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;

с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;

с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);

с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

Источник: https://vseposobia.ru/prava-i-obyazannosti-detej

Права и обязанности ребенка в семье

Правила и обязанности ребенка

Н.И. КОЗЛОВ, психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся – и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка.

Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги.

Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки.

У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут.

Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» – Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» – Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать – работать ему или нет. «Это моя жизнь!» – Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности.

Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может ать.

То есть он конечно может ать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез ать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться.

А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу.

С другой стороны, у него появятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав – он может уже гулять один.

Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только ать, но и выносить предложения на ания: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить.

А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное – он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

—-

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» – и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы – конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом. Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали. Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило – кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась. Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/596503541410c35da0a45666/prava-i-obiazannosti-rebenka-v-seme-5b1a33779f4347cb00b94c08

Права и обязанности ребенка

Правила и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Ребенок, не достигший совершеннолетия, должен получить основное общее образование и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В семье дети должны не только почитать старших, но и заботиться о родителях или опекунах.

Несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую повинность в форме учета и военной подготовки.

С позиции уголовного права при нарушении закона ребёнок быть может привлечён к ответственности за некие правонарушения с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за такие правонарушения, как грабеж, разбой, предумышленное убийство, изнасилование, угон автотранспортных средств, захват заложников, вымогательство и другие.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Документы о правах и обязанностях ребенка

Исторической вехой, оказавшей влияние на развитие законодательства о правах детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Она конкретно определила стратегическое направление – «человечество обязано дать ребенку все лучшее, что у него есть».

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите.

Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка.

Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась ко всем членам сообщества с призывом сформировать совместно глобальное движение «Мир, подходящий для жизни детей», целью которого будет, прежде всего, обеспечение детской безопасности и благосостояния.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/prava_i_obyazannosti_rebenka/

Обязанности детей по конституции РФ: в школе и доме, в общественных местах до 18 лет

Правила и обязанности ребенка

Для благоприятной атмосферы в школе, дома, дети обязаны соблюдать нормы и правила поведения. Это помогает взаимопониманию, взаимодействию в детских коллективах.

В семье это способствует пониманию между ребёнком и родителями. Изначально родители должны воспитывать детей, таким образом, чтобы подготовить к школьной жизни. Необходимо вырабатывать поведение необходимое для жизни в обществе.

Безусловно, все постигается постепенно, но следует знакомить ребенка с раннего возраста с его обязанностями и правами.

Основные обязанности ребенка по конституции

Какие обязанности у ребенка? Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет – ребенок считается малолетним.

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка:

  • слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека;
  • закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого;
  • соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
  • после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
  • с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт);
  • добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть);
  • справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства;
  • правила молодежной общественной организации необходимо так же выполнять;
  • с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);
  • с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть);
  • освоить военно – учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).

Основные обязанности детей в школе

Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

Право ребенка в школе получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе.

Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое мнение. Педагог должен выслушать ученика.

Сохранность личных вещей в школе должна обеспечиваться в полном объеме!

Если ученику будет необходим психолог, он должен оказать ему психологическую помощь.

Помимо прав у ученика есть обязанности, которые должны выполняться. Ребенка необходимо ознакомить с его обязанностями. Главное это уважение к старшим, к ровесникам, как в школе, так и дома. Обязанности ребенка в России:

  • ученик должен первым здороваться со старшими;
  • уважительное отношение к труду – важный аспект воспитания. Уважение проявлять необходимо к педагогам, а так же к обслуживающему персоналу (уборщицам, вахтерам и т.д.);
  • соблюдение режима обязательно для школьника;
  • добросовестное выполнение своих обязанностей важно для воспитания личности;
  • недопустимо прогуливать занятия без уважительной причины (которая подтверждается справкой из поликлиники либо запиской родителей);
  • соблюдение устава школы – норма для ученика. Это значит носить школьную форму, содержать одежду, школьные принадлежности чистыми , всегда опрятно выглядеть, быть аккуратным по отношению к своим и общим вещам;
  • следует соблюдать технику безопасности, если ученик обнаружит подозрительный незнакомый предмет стоит оповестить об этом взрослых;
  • соблюдение порядка в школе, на пришкольной территории обязательно для ученика.;

Есть общие нормы поведения в школе, а есть обязанности, которые обязательно нужно выполнять, присутствуя на уроке. Какие есть у ребенка обязанности? Все правила обозначены в уставе, с которым должен ознакомиться каждый школьник. Ниже приведены выдержки из этого документа:

  • необходимо добросовестно выполнять данное учителем на дом задание;
  • на уроке необходимо внимательно слушать педагога;
  • заранее готовиться к уроку, иметь все нужное для учебного процесса (школьные принадлежности);
  • посторонние предметы, которые отвлекают ученика (учеников) не разрешено приносить в школу;
  • школьник не должен пререкаться с преподавателем. Должен обязательно отвечать на вопросы учителя;
  • по требования учителя необходимо ответить усвоенный пройденный материал;
  • нельзя опаздывать на занятия;
  • поручения старших, должны безукоризненно выполняться;
  • следует правильно рассчитывать время, являться в школу за 15-20 минут до начала занятий, чтобы подготовиться к занятиям;
  • ученикам необходимо приветствовать учителя, стоя, когда он входит в класс;
  • нельзя есть на уроке, пользоваться мобильным телефоном;
  • во время перемены нельзя нарушать дисциплину бегать, громко кричать. Можно спокойно перемещаться по школе, беседовать с ровесниками, читать и т.д.;
  • недопустимо неудовлетворительное поведение (порча имущества, курение, хамство). Если это происходит, последствия бываю самыми неприятными. Школьник получает выговор на первый раз. Далее вызывают родителей к директору, за серьезные нарушения устава учебного заведения могут отчислить.

Воспитание непростой процесс, оно включает себя многие аспекты жизни. Важно родителям осознавать, какая большая ответственность лежит на них. Конечно, и педагоги играю весомую роль в воспитательном процессе.

Права и обязанности несовершеннолетних детей дома

Родителями определяются права и обязанности детей, конституция РФ не допускает нарушение прав несовершеннолетних в семье.

Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение родителей, на их стремление сформировать идеальные условия для развития и обучения.

Так же у малолетних людей существуют свои обязанности. Как правило, семья обязует подрастающего человека выполнят элементарные вещи:

  • делать уборку в комнате, поддерживать в ней порядок (собирать разбросанные игрушки, заправлять спальное место, вытирать пыль);
  • уважительно относиться к родителям в семье, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение;
  • по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая, выносить ведерко с мусором).

Выполнение семейных обязанностей содействует благоприятному воспитанию.

Ответственность ребенка в общественных местах

Если ребенку привиты с рождения культурные навыки он безболезненно, естественно вольется в любой коллектив. Такому человеку легче установить контакт с окружающими, воспитанные дети, как правило, признаны обществом, пользуются уважением взрослых, сверстников.

Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.

В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.

Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:

  1. Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
  2. В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
  3. Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.

В общественном транспорте стоит соблюдать правила:

  • входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
  • отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
  • инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
  • продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
  • кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
  • чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
  • в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.

Заключение

Правила на самом деле очень несложные. Обращаться с людьми следует, вежливо употребляя слова: «Спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините». Обучать детей поведению должны взрослые – родители, педагоги.

Правила следует объяснять с раннего возраста и по нескольку раз, прежде чем ребенок поймет и усвоит их. На положительном примере взрослых вырастает культурный, воспитанный человек. Иногда ребенок не сразу услышит, поймет слова взрослого, но он всегда его наблюдает.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/objazannosti-detej/v-seme-v-shkole-v-obshhestvennyx-mestax.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.