Правила арбитражного управляющего

Правила проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа

Правила арбитражного управляющего

“Право и экономика”, N 9, 2004

Анализ, проводимый арбитражным управляющим в рамках Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, является основополагающей базой для выбора последующей процедуры банкротства, а также для определения комплекса антикризисных (восстанавливающих платежеспособность и финансовую устойчивость) либо ликвидационных мер.

Финансово-экономический анализ – очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий должен сделать один из следующих выводов:

о возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения внешнего управления;

о невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения процедуры конкурсного производства.

По моему мнению, это основной вопрос не только проведения финансово-экономического анализа деятельности должника, но и всей процедуры наблюдения. Его значимость определяется, с одной стороны, дальнейшей судьбой должника, а с другой – требованием наиболее полного учета интересов кредиторов.

Анализ финансового состояния может проводить как сам временный управляющий, так и по договоренности с ним соответствующие специалисты.

В связи с этим становятся целесообразными и расходы на привлечение к оценке финансового состояния аудиторских и консалтинговых организаций, поскольку от достоверности выводов будут зависеть не только перспективы принятия судебного решения о введении внешнего управления, но и реальная возможность восстановления платежеспособности должника в установленные сроки.

Ранее действовавшие законы о несостоятельности не регламентировали процедуру проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа деятельности должника.

В июне 2003 г. Правительство РФ устранило пробел в законодательстве и утвердило Постановлением от 25 июня 2003 г. N 367 в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.

Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.

* * *

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

подготовки плана внешнего управления;

подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:

дата и место его проведения;

фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, номер дела, дата и номер судебного акта о введении в отношении должника процедуры банкротства, дата и номер судебного акта об утверждении арбитражного управляющего;

полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности должника;

коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;

причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;

результаты анализа активов и пассивов должника;

результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника;

вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;

вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;

вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае если в отношении должника введена процедура наблюдения).

В ходе анализа должны использоваться лишь документально подтвержденные данные, а заключения и выводы – основываться на расчетах и реальных фактах. Помимо этого анализом охватываются все важные сферы деятельности должника, в Правилах имеется описание механизмов расчета финансовых показателей и информации, которая должна быть получена в результате.

Как стать арбитражным управляющим?

Правила арбитражного управляющего

Здравствуйте, дорогие друзья!

Ранее мы с вами поговорили о том, кто же такой арбитражный управляющий, теперь я постараюсь объяснить – как стать арбитражным управляющим и что для этого нужно.

Чтобы понять, что необходимо сделать гражданину, который хочет статья арбитражным управляющим, нам для этого необходимо обратиться к ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002 № 127-ФЗ, а именно к ст. 20 данного закона.

Так как ранее мы узнали о том, что арбитражному управляющему необходимо вступить в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (далее СРО), то обратимся к ч. 2 ст. 20 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, где указаны условия для вступления в СРО:

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:наличие высшего образования;наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее – стандарты и правила профессиональной деятельности);сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Постараемся разобрать основные условия для вступления в СРО.

1)Наличие высшего образования.

Как можно увидеть, не каждый кто хочет стать арбитражным управляющим,может стать им. Лицо, которое хочет получить статус арбитражного управляющего, для начало должно получить высшее образования. Как видите, не все так просто…

Но при этом хочется добавить тот факт, что нет как таковых ограничений в плане, по какой профессии вы получили высшее образование. Соответственно вы можете отучиться либо на врача, либо на программиста, либо на экономиста, либо на юриста и т.д.

Но при всем этом, конечно как показывает практика в приоритете будет либо юридическое, либо экономическое образования, так как деятельность арбитражного управляющего непосредственно связана как с юриспруденцией, так и с экономикой.

2) Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.

Если вы думаете, что больше учиться не нужно, чтобы статья арбитражным управляющим, то вы ошибаетесь. Теперь вам необходимо пройти обучение по подготовки арбитражных управляющих и в конце сдать теоретический экзамен по данной программе.

Где же можно пройти обучение по подготовке арбитражных управляющих? – спросите вы меня. Пройти данное обучение можно в высшем учебном заведении в городе где вы проживаете.

Данные программы существуют не во всех высших учебных заведениях, поэтому необходимо уточнять учебных заведениях, либо на официальных сайтах.

Обычно программа подготовки арбитражных управляющих выступает в качестве “повышения профессиональной квалификации”.

Обучение обычно длиться в течение 6 месяцев. К сожалению данное обучение является платным… сумма варьируется в промежутке от 50 000 руб. до 100 000 руб. Это является существенным минусом и дополнительной преградой, для того чтобы стать арбитражным управляющим.

По окончанию обучения, вам необходимо сдать теоретический экзамен. Экзамен вы сдаете комиссии состоящей из несколько человек, как правило в неё входят – члены высшего учебного заведения, где вы проходили обучение, а также представители с Росреестра, как контролирующего органа.

При успешной сдаче экзамена, вам выдается диплом и свидетельство о прохождении обучения по программе подготовки арбитражных управляющих.

Поздравляю! Вы прошли обучение, но к сожалению вы еще не арбитражный управляющий и не можете осуществлять деятельность в качестве последнего. Для этого вам необходимо вступить в СРО, а это не так то и просто, как кажется на первый взгляд. Для это, вы должны соответствовать определенным требованиям. Далее мы поговорим о них.

3) Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.

После того как вы прошли обучение по программе подготовки арбитражных управляющих и сдали экзамен, для вступления в СРО, вам необходимо иметь год стажа на руководящей должности + минимум два года стажа в качестве помощника арбитражного управляющего.

Как можно увидеть, после сдачи экзамены вы наврятли вступите в СРО, так как вы должны соответствовать определенным условиям.

Для того чтобы получить один год стажа на руководящей должности, вам необходимо проработать по трудовому договору в организации течение одного года и занимать там руководящую должность (что само по себе не просто, так как не каждый сможет занять данную должность), либо лично самому основать организацию и по учредительным документам занимать там руководящую должность.

Что касается стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, то тут тоже не все так просто. Просто так нельзя прийти и устроиться к любому арбитражному управляющему в качестве его помощника и отработать у него два года.

Чтобы пройти стажировку вам необходимо обратиться СРО для ее прохождения.

Тогда СРО заключает с вами договор о прохождении стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего и закрепляет за вами конкретного арбитражного управляющего состоящего в данном СРО.

После того как вы пройдете стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего и у вас будет документ подтверждающий, что вы в течение года занимали руководящую должность, у вас появляется возможность вступить в СРО.

Дорогие друзья, но это еще не все! Кандидату претендующему на должность арбитражного управляющего, необходимо подтвердить:

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Но и это еще не все, лицу вступающему вСРО необходимо внести в компенсационный фонд СРО определенную сумму (обычно она составляет 200 000 руб.) + первоначальный взнос в зависимости от устава конкретного СРО, но обычно сумма составляет от 5 000 руб. до 20 000 руб.

Заключительным этапом, является получение “страховки”. Так как арбитражный управляющий для осуществления своей деятельности, должен застраховать свою ответственность.

После того, как вы прошли все эти этапы, наконец-то можно подать документы на вступление в СРО. В последующем СРО включает вас в свой состав и выдает документ подтверждающий включение вас в реестр арбитражных управляющих.

Поздравляю, теперь вы можете осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего!

ВЫВОД: Для того чтобы стать арбитражным управляющим, вам потребуется много усилий, времени и к сожалению немало денежных средств. Поэтому, если вы хотите стать арбитражным управляющим, то необходимо все тщательно обдумать, прежде чем принять окончательное решение.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dd11649c3cd3c2757f68cae/kak-stat-arbitrajnym-upravliaiuscim-5fb1425bf2466e1810754dba

Постановление Правительства РФ от 22.05.2003 N 299

Правила арбитражного управляющего

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2003 г. N 299

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ПРАВИЛ

ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТОВ (ЗАКЛЮЧЕНИЙ)

АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

В целях реализации Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.

2. Министерству юстиции Российской Федерации в месячный срок разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить типовые формы и методические рекомендации по подготовке отчетов (заключений) арбитражного управляющего.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 22 мая 2003 г. N 299

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТОВ (ЗАКЛЮЧЕНИЙ)

АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

1. Настоящие Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административного управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.

2. Арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства – наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления – составляет следующие отчеты (заключения):

а) отчет временного управляющего;

б) отчет внешнего управляющего;

в) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;

г) заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

3. В отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.

4. Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.

5. В каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются:

а) дата и место составления отчета (заключения);

б) фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;

в) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, судебные акты о введении соответствующей процедуры банкротства и об утверждении арбитражного управляющего;

г) сведения о наличии и сроке действия договора о страховании ответственности арбитражного управляющего и наличии договора о дополнительном страховании ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

д) полное наименование и адрес должника, его организационно-правовая форма;

е) сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты денежного вознаграждения указанным лицам;

ж) информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения;

з) данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и должнике в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации.

6. Отчет временного управляющего должен содержать сведения:

а) о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника;

б) о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения;

в) иные сведения о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

7. К отчету временного управляющего прилагаются копии:

а) документа, содержащего анализ финансового состояния должника, и материалов, на основании которых он проводился;

б) документа, содержащего анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на соответствующем рынке, а также материалов, на основании которых проводился анализ;

в) заключения о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и документов, на основании которых оно подготовлено;

г) реестра требований кредиторов на дату составления отчета;

д) документов о надлежащем уведомлении кредиторов о введении в отношении должника процедуры наблюдения;

е) протокола первого собрания кредиторов (в случае если оно состоялось);

ж) иных документов, свидетельствующих о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

8. Отчет внешнего управляющего должен содержать:

а) сведения о решениях органов управления должника, принятых в период проведения внешнего управления в отношении должника в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”;

б) баланс должника на последнюю отчетную дату;

в) отчет о движении денежных средств должника;

г) отчет о прибылях и убытках должника;

д) отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

е) сведения о наличии свободных денежных средств и иных активов должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника;

ж) расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

з) сведения об удовлетворении требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

и) иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника;

к) одно из следующих предложений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

о продлении срока внешнего управления;

о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

о прекращении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

л) сведения о предъявлении в суды от имени внешнего управляющего исковых заявлений и ходатайств, результатах их рассмотрения, иные сведения о выполнении внешним управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

9. К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов на дату составления отчета.

10. Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

11. К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.

К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.

12. Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать:

а) реквизиты основного счета должника;

б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника;

в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.

13. К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

14. Заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов должны содержать следующие сведения:

а) данные о выполнении плана финансового оздоровления и соблюдении графика погашения задолженности, в том числе перечень выполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием результатов, а также перечень невыполненных мероприятий плана финансового оздоровления с указанием причин их невыполнения;

б) перечень кредиторов с указанием сумм погашенных требований, в том числе текущих, в целом и по каждому кредитору;

в) информация о несоблюдении сроков, установленных графиком погашения задолженности;

г) предложение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении в отношении должника внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства – при наличии оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления либо в случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника о результатах финансового оздоровления или отчета о досрочном окончании финансового оздоровления или указанные отчеты не представлены административному управляющему в срок, установленный пунктом 1 статьи 88 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”;

д) сведения об истребовании от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения, в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

е) сведения о предъявлении административным управляющим в суды от своего имени исковых заявлений и ходатайств, сведения о результатах их рассмотрения, иные сведения о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

15. К заключениям административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов прилагаются перечень погашенных и непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также копии:

а) реестра требований кредиторов на дату составления отчета;

б) отчетов должника;

в) иных документов, свидетельствующих о выполнении административным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.

Приказ Минюста РФ от 14.08.2003 N 195 Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего

В целях организации контроля за деятельностью арбитражных управляющих и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 299 “Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2015) приказываю:

Источник: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-22052003-n-299/

Требования предъявляемые к арбитражному управляющему: общие и дополнительные

Правила арбитражного управляющего

Банкротство предприятия – это процедура по разрешению проблемной ситуации с финансовой неплатежеспособностью компании. Признание компании банкротом производится исключительно в судебном порядке.

Обязательной фигурой в данном процессе является арбитражный управляющий. Без его участия не обходится ни одно дело о банкротстве юридических лиц.

Более того, если управляющий не был назначен и утвержден судом, то процедура банкротства приостанавливается.

Требования к арбитражным управляющим

На основании ст. 2 127-ФЗ арбитражным управляющим может стать гражданин РФ, который утверждается арбитражным судом для проведения процедуры признания компании банкротом и осуществления иных полномочий.

В спектр полномочий управляющего в деле о банкротстве включаются:

  1. Ведение дела о банкротстве.
  2. Подготовка заявлений о признании должника банкротом.
  3. Ведение реестра кредиторских требований.
  4. Организация кредиторских собраний.
  5. Проведение анализа финансового состояния должника, причин его возникновения и пр.
  6. Организация торгов и распределение вырученных средств между кредиторами.

На некоторых стадиях банкротства управляющий должен взять все управление компанией на себя. Все это обуславливает высокие требования к его кандидатуре.

Понятие арбитражного управляющего является обобщающим. В зависимости от того, какая процедура банкротства осуществляется – наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство – утверждаются временный, административный, внешний или конкурсный управляющий. Они отличаются, с точки зрения исполняемых полномочий, но требования к ним едины.

С точки зрения трудового законодательства, управляющий не является работником должника или конкурсных кредиторов, он не получает зарплату, и с ним не подписывается трудовой договор. Вознаграждение управляющему платится не по нормам трудового права, а на основании законодательства о банкротстве.

В качестве арбитражного управляющего не может выступать юридическое лицо: им вправе стать только физическое лицо с российским гражданством. В предыдущей версии законодательства о банкротстве требования о наличии российского гражданства не устанавливались. Арбитражный управляющий – это лицо, которое удовлетворяет требованиям законодательства о банкротстве. Требования к арбитражному управляющему можно разделить на несколько групп:

  1. Основные требования, распространяющиеся на всех управляющих, которые потенциально могут участвовать в деле о банкротстве.
  2. Дополнительные требования, которые действуют в отношении управляющих с учетом стадии финансовой несостоятельности.

Отдельную группу образуют условно-ограничительные требования к управляющему по ст. 20.2 127-ФЗ.

Основные

Основным требованием к работающим арбитражным управляющим является наличие действующего членства в одной из СРО арбитражных управляющих. Данная инстанция осуществляет контролирующие функции в отношении своих членов. Ранее управляющим было рекомендовано оформлять свое ИП. Но теперь это требование упразднили и для работы на законных основаниях управляющему достаточно членства в СРО.

СРО осуществляет содействие повышению уровня профессиональной подготовки управляющих и следит за качеством их работы.

В настоящее время лицензирование деятельности управляющих по Постановлению №1544 также было отменено. Лицензирование деятельности управляющих в РФ прекращено с 2002 г.

на основании приобретения юридической силы ФЗ-128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ранее существовало три категории лицензий: с минимальным количеством полномочий у лицензии первого типа и с возможностью участия в банкротстве неограниченного числа должников по лицензии третьего типа.

Арбитражный управляющий должен соответствовать условиям членства в СРО арбитражных управляющих по ст. 20 127-ФЗ и не подпадать под ограничительные условия ст. 20.2. 127-ФЗ.

При рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего на основании заявления от кредиторов или самого должника. Они должны указать в своем заявлении конкретного кандидата на должность управляющего или СРО, из состава которой он будет избран.

Управляющий обязан пройти специальное обучение перед назначением на должность. Он должен владеть практической и законодательной базой в юридической части банкротства и антикризисного управления.

Для этого он проходит специальную программу обучения и должен сдать экзамен по результатам ее прохождения, а затем пройти длительную стажировку на базе СРО.

Продолжительность освоения практической части работы стажером составляет 2 года.

Право на прохождение стажировки в ускоренном формате за полгода принадлежит управляющему, который ранее имел опыт руководящей работы. Определить, какие из должностей являются руководящими, можно с учетом ст. 20 п. 6 127-ФЗ.

В перечне руководящих должностей: директор или заместитель директора компании, государственные и муниципальные служащие, работа в качестве менеджера по руководству компанией-должником. Данный список не подлежит расширительной трактовке.

Так, например, работа в качестве начальника юридического отдела не относится к опыту руководства для получения льгот при прохождении стажировки. Стаж работы в качестве руководителя должен быть документально подтвержден с помощью трудовой книжки или иной кадровой документации.
Обучение управляющий проходит по стандартной для всех программе «Антикризисное управление», которую утверждает Минэкономразвития. Оно занимает около 2-3 месяцев.

Только после прохождения теоретической и практической частей управляющий может стать членом СРО. Но для получения такого статуса управляющий должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь российское гражданство;
  • иметь высшее образование (в статье 20.2 127-ФЗ не конкретизируется сфера, в которой следует получить образование, но больше всего в данной отрасли ценится экономическое и юридическое образование);
  • иметь стаж руководящей должности не менее года (опциональное требование);
  • пройти стажировку и сдать теоретическую часть;
  • не иметь судимостей;
  • застраховать свою ответственность в страховой организации на сумму не менее 10 млн р. (в каждой процедуре банкротства ответственность управляющего страхуется дополнительно на предмет причинения ущерба участников);
  • не иметь наказания в виде дисквалификации или лишения права занимать определенные должности или вести определенную деятельность;
  • уплатить вступительные взносы в компенсационный фонд СРО и уплачивать регулярные взносы СРО арбитражных управляющих.

Соответствие требованиям к арбитражному управляющему должно иметь документальное подтверждение. Большинство документов должно быть на руках у управляющего и их не требуется дополнительно запрашивать. Сведения об отсутствии судимости управляющему нужно запросить в МВД. Данные об отсутствии дисквалификации запрашиваются в ФНС.

Арбитражный управляющий должен соответствовать некоторым ограничительным требованиям ст. 20.2 ФЗ-127 о несостоятельности. В их числе такие условия:

  1. Управляющий не должен входить в число заинтересованных лиц в отношении должника и его кредиторов.
  2. Перед назначением на должность по новому делу управляющему необходимо оплатить убытки по предыдущему процессу, если судом было принято решение о выплате компенсации за причиненный вред.
  3. Управляющий не должен находиться на стадии признании банкротства как предприниматель или гражданин или иметь официально подтвержденный статус финансово несостоятельного лица.
  4. Управляющий не может иметь статус дисквалифицированного лица или лишения права на занятие определенных должностей.
  5. Управляющему следует оформить действующий договор страхования ответственности на случай причинения убытков участникам дела о банкротстве.

Дополнительные

Арбитражный управляющий в некоторых делах должен иметь допуск к государственной тайне, если это необходимо.

При работе с государственной тайной управляющий должен получить допуск к таким сведениям с учетом положений Закона РФ от 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». Согласно данному закону, доступ лиц к информации из серии государственной тайны осуществляется добровольно. Допуск должностных лиц и граждан к гостайне предусматривает принятие на себя обязательств по нераспространению таких сведений, согласие управляющего на временные ограничения по выезду за рубеж, предоставление письменного согласия на проверочные мероприятия в отношении лица, изучение законодательства по вопросу гостайны и пр.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, которые являются заявителями в деле о банкротстве, наделены правом предъявлять дополнительные требования к кандидатуре управляющего, в том числе на этапе конкурсного производства:

  1. Наличие высшего образования в юридической или экономической сфере.
  2. Наличие образования по специальности, которое соответствует сфере работы должника (например, это может быть актуально, если речь идет о наукоемких отраслях или технически сложных сферах).
  3. Наличие стажа работы в качестве руководителя в соответствующей профилю должника экономической отрасли.
  4. Проведение в качестве управляющего определенного количества процедур в деле о банкротстве.

Стоит отметить, что по действующему законодательству участники дела о банкротстве могут предъявлять только те требования, которые перечислены в данной статье. При этом указанные требования допускается предъявлять в совокупности.

Таким образом, профессия управляющего в России входит в число востребованных. Для назначения на должность арбитражный управляющий должен соответствовать ряду требований по 127-ФЗ. Обязательное условие к управляющим – наличие членства в СРО.

Требования к управляющим разделяются на общие, дополнительные и условно-ограничительные. Лицензия ему не требуется и действуют иные условия для работы управляющего в делах о банкротстве: наличие членства в СРО и утверждение судом.

Управляющий обязан соответствовать условиям членства в СРО управляющих на основании ст. 20 ФЗ-127.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/trebovania-k-upravlausemu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.