Права собственности на лесные участки

Лесные участки

Права собственности на лесные участки
Перейти к следующей статье

Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится.

По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.

Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.

Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.

Что такое лес

Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий.

Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает».

Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.

В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс.

Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными.

С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.

Лесные участки в зеркале статистики

Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.

Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.

Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения. 

Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:

  • лесные площади ─ 72,6%;
  • лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
  • участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
  • земли застройки ─ 0,01%;
  • участки под дорогами ─ 0,1%;
  • болота ─ 9,9%;
  • нарушенные земли ─ 0,02%;
  • прочие земли ─ 15,3%;
  • сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
  • участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.

Пользование лесными участками

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.

Права на лесные участки

Право пользования участками лесного фонда может быть различным.

Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.

Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).

Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс.

Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления.

Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9.

«Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предоставление лесных участков

Лесные участки в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам передаются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам ─ в аренду и безвозмездное пользование.

После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов.

После 1 января 2015 года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

Лица, которым предоставлены лесные участки, за некоторыми исключениями не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки. В т. ч. для сбора пищевых и не древесных лесных ресурсов. Огораживание лесных участков допускается только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим заготовку и сбор не древесных лесных ресурсов на предоставленных им лесных участках разрешается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и иные временные постройки.

На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства или сельского хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Отдельного внимания заслуживает аренда лесных участков.

Аренда лесного участка

Оформление лесных участков в аренду в отличие от других оснований использования лесов, как правило, имеет целью осуществление предпринимательской деятельности.

Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

Если иное не установлено ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Арендаторы лесных участков получают участок для одной или нескольких целей, предусмотренных Статьей 26 ЛК РФ.

Объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. В случаях использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, срок аренды лесного участка составляет от двадцати до сорока девяти лет.

Срок договора аренды лесного участка, используемого для выполнения работ по геологическому изучению недр или для разработки месторождений полезных ископаемых; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается равным до сорока девяти лет. Также на срок до сорока девяти лет без указания нижнего предела возможна аренда лесного участка для заготовки древесины.

Аренда участков лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, терминалов, причалов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов возможна на срок от одного года до сорока девяти лет.

Арендная плата за лесные участки устанавливается в соответствии со Статьей 73 «Арендная плата» ЛК РФ.

Аукционы по аренде лесных участков

Продажа права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений происходит на аукционах.

Предоставление лесных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов за исключением участков, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, линейных объектов и еще некоторых установленных законодательством случаев.

Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права ─ органы государственной власти или местного самоуправления, либо действующая на основании договора с ними специализированная организация.

Купить лесной участок

Правовой формой оборота лесных участков являются гражданско-правовые сделки (купля-продажа, мена, дарение, аренда), которые могут быть реализованы путем заключения договоров, если иное не предусмотрено нормами действующего законодательства. Лесной земельный участок является предметом гражданского оборота в той степени, в какой оборот лесных участков допускается нормативными актами о земле и других природных ресурсах.

Порядок заключения и форма сделок с лесными участками определяется общими нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных земельным и лесным законодательством (например, фактически исключена продажа лесных участков, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с требованиями Статьи 93 «Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними» ЛК РФ, право собственности и иные вещные права на лесные участки, равно как возникновение, переход, прекращение, ограничение этих прав подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Огромное значение, которое имеют лесные участки в России, обусловлено не только огромной долей, которую они занимают в составе земельных ресурсов, но и их ролью в обеспечении благополучной экологической ситуации и качества жизни людей.

17 марта 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/lesnye_uchastki

10. ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ ПО НОВОМУ ЛЕСНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Права собственности на лесные участки

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее — ЛК РФ), вступивший в силу с 1 января 2007 г., по-новому взглянул на регулирование вещных прав на лесные земли.

Во-первых, необходимо отметить, что было введено понятие “лесной участок”. Правда, само понятие ЛК РФ не раскрывает, указывая на признаки, соответствие которым дает основание признать земельный участок лесным участком:

– это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;

– он расположен на землях лесного фонда или на землях других категорий, на которых расположены леса (обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий);

– в отношении его проведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка) по правилам ст. 69 ЛК РФ;

– он прошел государственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст. 92 Кодекса и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”

В настоящее время только лесные участки, соответствующие требованиям ст. 7 ЛК РФ, могут быть признаны объектами недвижимости в соответствии со ст.

130 ГК РФ и принадлежать участникам лесных отношений на праве собственности или ином вещном праве, так как леса и многолетние насаждения были исключены из перечня объектов недвижимости Федеральным законом от 4 декабря 2006 г.

№ 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса РФ” В настоящее время они признаются движимыми вещами, и их отношения с земельным участком отдаленно напоминают отношения главной вещи и принадлежности

Во-вторых, ЛК РФ ввел ряд новых положений, регулирующих вещные права на землю. В ст. 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, однако право собственности на лесные участки на землях других категорий может находиться также и в собственности других субъектов (физических и юридических лиц).

права собственности на лесные участки определяется в соответствии с гражданским и земельным законодательством с приоритетом последнего.

К отношениям по поводу земель лесного фонда можно применить только общие положения ГК РФ о праве собственности. Для регулирования остальных правоотношений применяются гл. III и ст.

40, 42, 43 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 29 июня 2007 г.) (далее — ЗК РФ).

В-третьих, необходимо сказать об ограниченных вещных правах на лесные участки (ст. 9 ЛК РФ). В ст.

71 ЛК РФ говорится о том, что в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования регулируется ст. 20 ЗК РФ и ст.

216, 268, 269 ГК РФ. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” нормы земель

ного законодательства как специальные имеют приоритет при регулировании земельных правоотношений. Федеральным законом от 26 июня 2007 г.

№ 118-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации” ряд законодательных актов были приведены в соответствие с Земельным кодексом, в том числе и положения частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ (гл. 17, § 7 гл.

30, § 4 гл. 34). Например, ст. 268 ГК РФ полностью повторяет по содержанию ст. 20 ЗК РФ.

Таким образом, лесные участки, как и другие земельные участки, на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям (в том числе муниципальным), а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

ГК РФ к данным правоотношениям не применяется, поскольку ЗК РФ полностью регулирует их своими нормами. Но данное право может сохраняться у граждан и юридических лиц, поскольку ЛК РФ, как и ЗК РФ, применяется только к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, а Лесной кодекс РФ 1997 г. предусматривал предоставление участков лесного фонда физическим и юридическим лицам на данном праве.

Согласно ст.

24 ЗК РФ из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ), причем только на срок не более года. Физические и юридические лица могут получить лесные участки на данном праве только от других физических и юридических лиц, которые являются собственниками данных лесных участков. Из анализа норм лесного и земельного законодательства можно сделать вывод, что граждане и юридические лица могут получить на данном праве лесные участки только в составе земель не лесного фонда (п. 2 ст. 8 ЛК РФ). Исключение составляют только служебные наделы, которые предоставляются работникам организаций лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков (ч. 2 ст. 24 ЗК РФ). ЛК РФ 1997 г. допускал предоставление лесных участков на данном праве гражданам как из земель лесного фонда, так и из земель иных категорий, поэтому данное право может сохраняться в течение неопределенного периода времени.

Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), в том числе и лесными участками, предусмотрено ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 — 277 ГК РФ.

Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п.

1 ст. 274 ГК РФ)

Законодательство различает частные и публичные сервитуты.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Это означает, что если, например, при прокладке газо- или водопровода есть техническая возможность проложить его по границе соседнего участка и это принесет минимальные неудобства, то лицо, требующее установления сервитута, должно сделать именно так, даже если такая прокладка потребует больших материальных затрат. Данное лицо не может требовать прокладки газо- или водопровода непосредственно через соседний земельный участок, т.е. злоупотреблять своим правом.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Возможность установления публичных сервитутов базируется на закрепленном в подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов граждан, которым принадлежат земельные участки.

Пункт 3 ст. 23 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут:

1) проход или проезд через земельный участок;

2) использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведение дренажных работ на земельном участке;

5) забор воды и водопой;

6) прогон сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использование земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободный доступ к прибрежной полосе.

ЛК РФ не содержит специальных оснований установления публичного сервитута, полностью оставляя решение данного вопроса земельному и гражданскому законодательству (ст. 9 ЛК РФ).

Публичный и частный сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Частный сервитут регистрируется как ограниченное вещное право. Круг правооб

ладателей публичного сервитута не определен, поэтому он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимости (см. п. 37 — 38, 41, 52 Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219).

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 ЛК РФ, закрепляющей право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов.

Это положение можно рассматривать как установление ЛК РФ публичного сервитута. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире. Норма ст.

11 ЛК РФ по своему смыслу рассчитана на пребывание именно в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) останется федеральной собственностью и потому вполне согласуется с п. 1 ст. 262 ГК РФ.

Но свобода доступа граждан выглядит не так однозначно применительно к лесам на землях иных категорий, где, как отмечалось, возможно возникновение частной собственности на лесопокрытые участки. В этой ситуации право собственника земельного (лесного) участка запретить доступ на него других лиц (п. 2 ст.

262 ГК РФ) и обозначить свое решение на местности соответствующим образом (забор, таблица с объявлением) вряд ли преодолевается редакцией ст. 11 ЛК РФ. Вероятно, что будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только на тех лесных участках, которые будут находиться в частной собственности, но и на тех, которые будут предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, что ставит под сомнение свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах.

Источник: https://libraryno.ru/10-veschnye-prava-na-lesnye-uchastki-po-novomu-lesnomu-kodeksu-rossiyskoy-federacii-zempr/

Артикс – Важнейший документ недели –

Права собственности на лесные участки

Скачать (23 kb)

   1 января 2007 года вводится в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации. Документ регулирует имущественные и договорные отношения в сфере лесопользования, определяет классификацию лесов и способы управления ими.

   Следует сразу же обратить внимание на то, что до истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.

   Классификация лесов (..)

   Кодекс вводит иную классификацию лесов – в зависимости от их целевого назначения. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.    К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 102 и 12 Кодекса).    Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (далее – Вводный закон) установлено соответствие лесов первой группы и категории защитности лесов первой группы защитным лесам и категориям защитных лесов.    Статья 14 Кодекса запрещает создание в защитных лесах лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).    В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 Кодекса).    В свою очередь защитные леса подразделяются на: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса (ст. 102 Кодекса).    В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.    К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 108 и 12 Кодекса).    К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам (ст. 109 Кодекса).    Статья 23 Кодекса признает основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов лесничества и лесопарки.    В соответствии со статьей 11 Вводного закона до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. При этом Правительству РФ поручено до 1 февраля 2007 года обеспечить переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации.

   Право собственности и иные вещные права на лесные участки, древесину и иные лесные ресурсы (..)

   Согласно статье 3 Вводного закона и статье 8 Кодекса земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Кодекса).    Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, а гражданам – в аренду и безвозмездное срочное пользование (ст. 71 Кодекса).    Новый Кодекс не предусматривает использование лесных ресурсов на основании договора концессии. В зависимости от целей, в которых осуществляется использование лесов, право собственности на древесину может принадлежать государству либо гражданам и юридическим лицам.    Так, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации, если данное использование осуществляется в целях геологического изучения недр, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, линейных объектов, а также для переработки древесины (ч. 2 ст. 20 Кодекса).    Граждане и юридические лица приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы, если используют леса в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, и тому подобных целях (ч. 1 ст. 20 и ст. 25 Кодекса). Право собственности в данном случае приобретается в соответствии с гражданским законодательством.

   Предоставление лесных участков юридическим лицам и гражданам на основании договора аренды (..)

   Универсальным инструментом коммерческого использования лесов по новому Кодексу является договор аренды. На основании указанного договора может осуществляться заготовка древесины (ст. 29), живицы (ст. 31), недревесных лесных ресурсов (ст. 32), пищевых ресурсов и лекарственных растений (ст. 34), ведение охотничьего хозяйства (ст. 36) и т.п.    Объект договора аренды – лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ст. 72 Кодекса). Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ государственный кадастровый учет – описание и индивидуализация земельных участков в Едином государственном реестре земель. В результате такого учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.    В соответствии со статьей 72 и 74 Кодекса срок договора аренды и способ его заключения зависит от тех целей, в которых данный договор заключается.    Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от 1 года до 49 лет, если его целью является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (ст. 43), строительству и эксплуатации искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44) и линейных объектов (ст. 45). В перечисленных случаях, а также при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды заключаются без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 Кодекса).    В иных случаях договоры аренды должны заключаться на срок от 10 до 49 лет, и что самое важное – по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74 Кодекса).    Ранее договоры аренды заключались на срок от 1 года до 99 лет независимо от видов лесопользования (ст. 31 Лесного кодекса 1997 года).    Конкретный срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ст. 72 Кодекса). Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 Кодекса). Как следует из статьи 14 Вводного закона, до утверждения лесохозяйственных регламентов использование, охрана, защита, воспроизводство лесов будет осуществляться на основании лесоустроительной документации в непротиворечащей Кодексу части.    Арендная плата по договору рассчитывается исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.    При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.    Данные ставки устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 73 Кодекса).    В случае заготовки древесины без предоставления лесного участка в аренду данная деятельность осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 и 8 ст. 29 Кодекса).

   Купля-продажа лесных насаждений (..)

   В соответствии со статьей 75 Кодекса по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном договоре должно быть указано местоположение лесных насаждений (лесной квартал, лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.    Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год.    Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется исходя из ставок платы за единицу объема древесины, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 76 Кодекса).    По общему правилу статьи 77 Кодекса договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Исключение составляют случаи продажи лесных насаждений, связанные с реализацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 19), а также с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30).    Статья 16 Кодекса ограничивает рубку отдельных видов лесных насаждений в целях заготовки древесины.

   “Лесной Кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-фз можно скачать.
льтант Плюс )

(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

Источник: https://www.artiks.ru/cons/2007/revi0108.htm

Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

Права собственности на лесные участки

Как узаконить землю, граничащую с лесом в Московской области.

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

Спорный статус?

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации.

Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения.

Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Особенности закона о лесной амнистии

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.

Исключения:

  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?

Специалисты отмечают, что если амнистия будет идти такими темпами, то продлится она не один десяток лет. При этом введены сроки для Московской области — заявления принимаются до 1 января 2023 года. Для того, чтобы ускорить процесс, в Комитете лесного хозяйства Московской области была создана рабочая группа, которая рассматривает эти вопросы.

1) Если вы решили самостоятельно решить вопрос перераспределения своего участка, то начните со сбора документов. Вам понадобятся:

  • Заявление
  • Выписка из ЕГРН
  • копии документов, устанавливающих право на собственность
  • Если участок относится к землям промышленности, нужна выписка из ЕГРН на объект недвижимости.

2) Теперь вам нужно подготовить межевой план участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, составит межевой план и передаст его вам.

3)Далее следует обратиться в МФЦ или другой территориальный орган Росреестра.

И в заключении

“Лесную амнистию” ждали давно, но она пришла незаметно, и многие даже не знают о ее существовании. При этом она будет проходить еще пять лет. Это срок в несколько раз меньше того периода, который необходим для рассмотрения всех случаев. Поэтому времени на промедление нет. Если ваш случай похож на пример нашей героини, то рекомендуем оформить участки в собственность.

Обращайтесь в Центральное кадастровое бюро за бесплатной консультацией. Специалисты помогут разрешить вопросы, связанные с регистрацией земли, попавшей под «лесную амнистию»

Источник: https://prokadastr.com/lesnaja-amnistija-chto-delat-esli-uchastok-popal-na-zemli-lesnogo-fonda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.