Права ребенка в семье и детском саду

Содержание

Мадоу

Права ребенка в семье и детском саду

Сайт Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области перейти

 Нормативно-правовые акты по правам ребенка

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Конвенция о правах ребенка перейти

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» перейти ( ред. 8 июня 2020 г.)

Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ.

Семейный кодекс перейти

Декларация прав ребёнка. Принята  резолюцией 1386 (ХIV)  Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. Декларацию прав ребенка провозглашена с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые в ней предусмотрены.

Декларация прав ребёнка перейти

Правовое воспитание и образование в семье и в ДОУ.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами, защита пpaв ребенка на любом этапе его развития. 

Ребенок с момента рождения наделён правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей. Поэтому нормативно-правовые документы, способствующие защите прав ребёнка, необходимо претворять в жизнь по трем направлениям:

– работа с педагогами;

– работа семьей;

– ознакомление детей с их правами.

Важную роль в обеспечении прав ребёнка играет его семья, в каждой семье создаётся индивидуальная семейная атмосфера и выбирается способ воспитания детей. Педагогические взгляды родителей связаны с их представлениями о жизненных перспективах, будущем детей и тем, что, на их взгляд, необходимо для достижения этих целей.

В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.

В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь.

Мать и отец становятся первыми учителями своих детей, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Семья – это среда, в которой первоначально осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь человеческого общества.

Для ребёнка родительская любовь и эмоциональная связь между ним и родителями имеет огромное значение. Семейная атмосфера в наибольшей степени большей способствует интеллектуальному и духовному обогащению личности, содействуя развитию самосознания и самовосприятия маленького ребёнка.

В основном документе о правах детей, т.е. в Конвенции о правах ребёнка, подробно перечислены основные права детей, указана ответственность родителей. Они должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка, дают указания и осуществляют руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией (ст. 5).

Родители должны зарегистрировать ребенка после рождения, дать ему имя и заботиться о нем (ст. 7). Они должны уважать ребенка, позволять выражать свое мнение и выслушивать его (ст. 12); давать возможность свободно делиться своими взглядами, не боясь последствий (ст.

13); обеспечивать ему возможность получать информацию и улучшать свое эмоциональное, духовное и моральное благополучие, физическое и умственное здоровье (ст. 17); обеспечить, насколько это возможно, необходимые для полноценного развития ребенка условия жизни (ст. 27).

Это только часть прав детей, записанных в документе, но именно та часть, которую можно применять в повседневной жизни семьи.

К сожалению, родители по-разному понимают как права детей, так и возможности их применения в контексте практического взаимодействия с собственным ребенком. Часть родителей уважают права детей, понимая, что они строго регламентированы функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям.

Другая часть имеет более абстрактное понимание правовой проблематики и принимает ее лишь частично. Однако встречается пока еще, и третья часть родителей может быть, с более заниженной правовой культурой, которые не имеют никакого представления о правах детей и, чаще всего, не интересуются этими правами.

Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребенка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать ее нужно с выявления неблагополучных детей.

Эффективным в этой связи мы считаем наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек».

При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение ее членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

Педагогу необходимо обратить внимание на форму обращения к ребенку, употребление уменьшительно-ласкательных имен или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, также на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

Для получения полноценной картины развития ребенка в семье педагогу необходимо владеть следующей информацией:

– состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей;

– общая семейная атмосфера; характер взаимоотношений в семье: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, автономность каждого в семье;

– приоритеты в воспитании ребенка (что для родителей является главным в его воспитании);

– понимание родителями роли дошкольного детства в формировании личности ребенка;

– уровень психолого-педагогических знаний и практических умений родителей;

– система воспитательных воздействий на ребенка (одновременное участие всех взрослых в воспитании, непоследовательность, наличие конфликтов);

– организация совместных форм деятельности в семье (вовлечение ребенка в домашние дела, распределение обязанностей);

– создание развивающей среды в семье.

Эффективным средством педагогичного и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая: использование папок-передвижек с различной тематикой, фотовыставки, иллюстрирующие работу ДОУ по соблюдению прав ребенка, уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребенка

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, проводимые администрацией ДОУ, на которых идет разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением педагога – психолога и других специалистов.

Родителям можно дать следующие рекомендации:

1. Имейте терпение – дети делают ошибки, как и вы, важно сделать правильный вывод из этих ошибок.

2. Давайте и требуйте, так ребенок поймет, что вы относитесь серьезно к нему.

3. Будьте хорошим примером. Дети учатся у вас, они подражают вам, перенимают ваше отношение людям, природе, ко всему окружающему.

4. Будьте партнерами и друзьями своих детей. Это даст вам шанс для более эффективного общения с ними.

5. Поощряйте детей, в любых конкретных случаях. Важно даже, если это улыбка, доброе слово, ласка.

6. Исправляйте ошибки своих детей, но в нужный момент и постоянно.

7. Советуйте им и направляйте их, не навязывайте свое мнение, так у них будет возможность самим принять решение и почувствовать себя удовлетворенными.

8. Не бойтесь, когда не знаете, как поступить, поищите помощи. В наши дни, в информационном веке есть много способов найти ответ.

9. Не думайте только о своих интересах, желаниях, потребностях, заботьтесь о нуждах ваших детей.

10. Не проявляйте безразличия к нарушению прав других детей, может быть, они нуждаются в вашей защите.

«Искусство быть родителем»

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

2. Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Источник: https://detsad11.ekb.prosadiki.ru/pravo

Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу

Права ребенка в семье и детском саду

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-detskom-sadu.html

Консультация «Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье»

Права ребенка в семье и детском саду

Алена Сурнева
Консультация «Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье»

Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни.

Социально-экономические трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность с семьи за воспитание ребенка.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей.

Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину.

Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий.

Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.

2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

• на имя,

• гражданство,

• любовь,

• понимание,

• материальное обеспечение,

• социальную защиту,

• возможность получать образование,

• развиваться физически,

• нравственно,

• духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

• воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;

• воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права,соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

право на охрану здоровья,

право на образование,

право участвовать в играх,

право на сохранение своей индивидуальности,

право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовыедокументы федерального и регионального уровня:

Конституция РФ.

• Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

• Семейный кодекс РФ.

• Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».

• Закон «Об образовании РФ».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития.

Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 – гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 – гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка).

Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей.

Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

• дети-инвалиды;

• дети — жертвы межнациональных конфликтов;

• дети с отклонением в поведении;

• дети с ограниченными возможностями.

https://www.youtube.com/watch?v=Azi6Dk8sJ3U

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях.

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей.

Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку).Признаки: боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми).Признаки: ночные кошмары, страхи; не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка.

• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.Признаки: постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; плохая успеваемость; нервный тик, энурез.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки: задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; требование ласки и внимания; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность, импульсивность; сонный вид и утомленность; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; часто вялотекущая заболеваемость; антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

• создание доверительно-делового контакта с родителями;

• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки.

Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии,воспитателю необходимо:

• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу,то тогда нужно:

• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

• оградить ребенка от реакции других детей;

• уделить ребенку максимум внимания;

• дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы.

Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей.

Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, служба здравоохранения, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-normativnye-osnovy-prav-detei-v-dou-i-seme.html

Какие права у ребенка в детском саду?

Права ребенка в семье и детском саду

Вне зависимости от возраста гражданина нашей страны, отечественное законодательство предоставляет государственные гарантии и права.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда права ребенка в детском саду нарушаются. В некоторых случаях это происходит систематически.

Если несовершеннолетние в силу своего возраста не могут ничего поделать с ситуацией, вступиться за них могут родители, либо опекуны.

Основные права в детском саду

Законодательство устанавливает ряд требований касательно соблюдения прав ребенка для детских садов. Каждый воспитанник имеет право пользоваться следующими правами:

  • на развитие физических и творческих способностей;
  • на игровой процесс;
  • на полноценное здоровье и жизнь;
  • на комплексную защиту от любых проявлений жестокости по отношению к нему;
  • на полноценную защиту нужд, интересов;
  • на здоровое питание.

Психологический комфорт

Когда малыш пребывает в учреждении, для него должны быть сформированы такие условия, чтобы он чувствовал себя как дома.

Если раньше приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нянечки нехотя убирали недоевшие порции еды, параллельно высказывая свои претензии, сегодня дела обстоят иначе.

Каждый садик полностью укомплектован, чист, предоставляет все необходимое для веселого и эффективного проведения времени.

Конфликты в детском саду

Несмотря на наличие ряда прав ребенка в ДОУ, возникновение конфликтных ситуаций все-таки не исключается. На то могут быть самые разные причины. Основной задачей персонала является предотвращение конфликтов. Но если ситуация имеет специфический характер, когда без скандала не обойтись, им нужно максимально быстро урегулировать ее.

Если нет прививок

Порой дошкольное образовательное учреждение для родителей отказывает им в удовлетворении права на посещение их чадом детского сада, ссылаясь на отсутствие прививки.

Мы хотим обратить внимание на то, что если в поликлинике Вас попросили сделать как минимум одну прививку, это также является нарушением закона, если Вы против.

Как в первом, так и во втором случае настоятельно рекомендуется обратиться за помощью в прокуратуру. Так или иначе, правда будет за Вами.

Группа пребывания в садике

С одной стороны, нормативная документация, на основании которой родители могут ознакомиться с условиями пребывания на данный момент не разработана. С другой стороны, их отсутствие не является запретом. Соответственно, в любой момент Вы можете прийти и посмотреть, в каких условиях Ваше чадо воспитывается в садике.

Если Вы полагаете, что права вашего малыша были нарушены – к примеру, в туалете царит антисанитария, на всех деток не хватает полотенец, либо нескольким ребятам приходится пользоваться общими шкафчиками, у Вас есть полное право обратиться за помощью в прокуратуру. И никто, соответственно, не должен Вам препятствовать в посещении всех комнат, где находятся дети.

Для начала следует подойти к заведующей, если по определенным причинам Вы получили отказ от воспитателей. Если и это не поможет, отправляйтесь в отдел образования.

Опоздавший ребенок

В соответствии с внутренним распорядком дня, за воспитателями закрепляется право в отказе на прием ребенка, если тот опоздал в детский садик на полчаса. Это не нарушение прав ребенка в детском саду, потому что на это есть как минимум три причины.

  1. Утром все дети проверяются медсестрой, которая должна проверить каждого малыша.
  2. Ребенок не может попасть на утреннюю зарядку.
  3. Учреждение рассчитывает на всех детей питание.

Таким образом, воспитатель может и не принять опоздавшего, сделав это совершенно законно.

Кружки и секции в дневное время

Иногда родителям приходится забирать своих детей пораньше для посещения развивающих занятий, чтобы потом снова вернуть их в садик. Поскольку воспитатели всегда ответственны за нормальное состояние малышей на протяжении всего периода его нахождения в садике, они могут дать отказ родителям. Родители, систематически забирая сына или дочь на кружки днем, нарушают внутренний режим детсада.

Если без кружка все-таки не обойтись, можно воспользоваться двумя вариантами решения проблемы. Первый – изменить договор, параллельно указав время, когда они заберут и вернут ребенка обратно. Второй – изменение графика проведения занятий вне детсада.

Имеют ли право родители забирать ребенка из сада до дневного сна?

Естественно, это право за ними закрепляется. Договор указывает временной промежуток, на протяжении которого учреждение оказывает творческую, воспитательную и прочую помощь детям. Здесь не указано, когда конкретно можно забрать – до начала дневного сна, либо после него. Единственным требованием является приезд родителей до указанного часа.

Сколько дней подряд детсадовец может находиться дома и не посещать садик?

Рассматривая законодательство в плане того, какие права у ребенка, следует отметить, что ему разрешено не посещать детсад на протяжении 1-3 суток без предъявления справки. Если он заболел, здесь уже придется захватить с собой справку.

Если Вам нужно забрать малыша на продолжительный период, предварительно ознакомьтесь с договором, где указывается максимальная длительность сохранения места. Родители пишут заявление с указанием причин отсутствия на длительный срок.

Имеет ли право детский сад выставлять требование о том, что должен уметь ребенок, идущий в садик?

Нет, не имеет. Это сделано для предотвращения возможных нарушений прав ребенка.

  1. Перед тем как отправиться в детский сад, специалисты проверяют уровень развития. Они служат только для общей оценки, а ее результаты не могут являться поводом для отказа в приеме.
  2. Если Ваш ребенок засыпает только с соской, воспитатели не должны запрещать ему это делать.
  3. Малыш не знает, как ходить на горшок? Это не повод для получения отказа.
  4. Как бы плохо он себя не вел, его не отчислят. Но это лишь при условии, что он не оказывает физическое насилие на своих сверстников.

Защита прав в детском саду

Чтобы постоянная критика, физическое воздействие, а также другие негативные методы развития не воспринимались ребенком как должное, необходимо позаботиться о защите прав несовершеннолетних. Перед тем как отправить своего малыша в детсад, настоятельно рекомендуем:

  • ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
  • проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
  • постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
  • быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.

Правовое воспитание в детском саду

Чтобы защита детей достигалась на любом этапе взаимодействия с ними, ДОУ должно обеспечивать правовое воспитание, которое состоит из трех блоков.

  1. Работа с дошкольниками.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Работа с родителями.

Комплексное взаимодействие помогает улучшить качество предоставления услуг, а также способствует повышению умственных и физических способностей детей.

  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании».

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/rebenok-i-detskij-sad

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.