Права медико социальной экспертизы

Содержание

Гост р 53929-2010 медико-социальная экспертиза. порядок и условия предоставления услуг медико-социальной экспертизы (переиздание), гост р от 12 ноября 2010 года №53929-2010

Права медико социальной экспертизы

ГОСТ Р 53929-2010

ОКС 03.080.30

Дата введения 2012-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением “Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства России”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 “Технические средства для инвалидов”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 407-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы законов Российской Федерации:
– от 7 февраля 1992 г. N 2003-ФЗ “О защите прав потребителей”;
– от 22 июля 1993 г. N 5487-1-ФЗ “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”;
– от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;

– от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;

– постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г.

N 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”.

В настоящем стандарте также были использованы материалы, изложенные в Приказе Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г.

N 906н “Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на порядок и условия предоставления услуг медико-социальной экспертизы, осуществляемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – учреждения), и устанавливает состав и описание подготовки документов к медико-социальной экспертизе, порядок проведения экспертизы и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида и программы реабилитации пострадавших, порядок взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы с внешними организациями в процессе ее проведения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения

ГОСТ Р 53931 Медико-социальная экспертиза.

Основные виды услуг медико-социальной экспертизы

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52877, ГОСТ Р 53931, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 медико-социальная экспертиза: Определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, вызванных стойким расстройством функций организма.

4 Общие положения

4.

1 Медико-социальную экспертизу осуществляют исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4.

2 Медико-социальную экспертизу осуществляют федеральные государственные учреждения: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующим субъектам Российской Федерации, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах и главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.

4.

3 Услуги медико-социальной экспертизы предоставляют последовательно. и длительность процесса медико-социальной экспертизы определяется потребностью в каждой конкретной услуге. Важным этапом процесса предоставления услуг медико-социальной экспертизы является формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида на основе установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

4.

4 Планирование и предоставление услуг медико-социальной экспертизы должно осуществляться по следующим этапам:
– изучение документации;
– обследование граждан;
– постановка диагноза;
– принятие экспертного решения;
– мониторинг (наблюдение) хода выполнения реабилитационных услуг;
– оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической (для детей в возрасте до 18 лет), социальной и профессиональной реабилитации при очередном освидетельствовании инвалида;
– разработка услуг по комплексной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида и их реализация.

4.

5 Объем услуг медико-социальной экспертизы не может быть меньше установленного действующим законодательством и нормативными документами.

4.

6 При предоставлении услуг медико-социальной экспертизы необходимо соблюдать ряд условий, от которых в значительной степени зависит качество предоставляемых услуг и эффективность работы федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.

К этим условиям относятся:

– наличие и состояние документов, которыми руководствуется учреждение в своей деятельности (документы должны быть представлены в полном комплекте и содержать всю необходимую информацию);

– наличие электронной базы данных на освидетельствуемых;

– возможность и наличие электронного информационного обмена с внешними организациями;

– условия размещения учреждения (состояние зданий и помещений, в которых размещено учреждение, должно соответствовать предъявляемым к ним требованиям);

– укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации (численный состав учреждения должен соответствовать штатному расписанию и четко выполнять свои функции);

– специальное и табельное техническое оснащение (учреждение должно быть полностью укомплектовано находящимися в исправном состоянии оборудованием, приборами, аппаратурой и другими необходимыми средствами);

– состояние информации о порядке и правилах предоставления услуг в учреждении (информация должна предоставлять ответы на все вопросы, которые интересуют клиентов учреждения);

– внутренняя и внешняя системы (службы) контроля качества услуг (работа систем или служб должна обеспечивать постоянный контроль качества предоставляемых учреждением услуг).

5.1 Состав и содержание документов, необходимых для проведения медико-социальной экспертизы

Для проведения медико-социальной экспертизы необходимы следующие документы.

5.1.

1 Заявление гражданина или его законного представителя.

5.1.

2 Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, – дополнительно “вид на жительство” или удостоверение беженца (предъявляется лично).

5.1.

3 Направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения.

5.1.

4 Заявление гражданина, самостоятельно направленное на медико-социальную экспертизу в случае отказа от его направления со стороны организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения при наличии у гражданина выданной справки и медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами и дефектами и приводящее к ограничению жизнедеятельности и потребности в мерах социальной защиты, в том числе в реабилитации.

5.1.

5 Направление на медико-социальную экспертизу организации, осуществляющей лечебно-профилактическую помощь (при направлении гражданина на экспертизу этой организацией).

Документ должен содержать общие сведения (фамилию, инициалы, дату рождения, адрес), данные о наличии признаков инвалидности, характеристики и особенности места работы гражданина, характер и анамнез течения заболевания, результаты проведенных мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, оценку состояния здоровья гражданина при направлении на медико-социальную экспертизу, диагноз, клинический прогноз, реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, а также рекомендации по медицинской реабилитации гражданина, предлагаемые лечебно-профилактическим учреждением.

5.1.

6 Направление на медико-социальную экспертизу, выдаваемое органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения (при направлении гражданина на экспертизу этими органами).

Документ должен содержать общие сведения (фамилию, инициалы, дату рождения, адрес), данные о социальной категории, профессии, образовании, особенностях семьи и жилищных условий, признаках ограничений жизнедеятельности.

5.1.

7 Направление страхователя, страховщика, суда или судьи для лиц, проходящих освидетельствование с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности, со следующими документами:

– акт о несчастном случае на производстве (копия, подлинник предъявляется лично);

– акт о профессиональном заболевании (копия, подлинник предъявляется лично);

– заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (копия, подлинник предъявляется лично).

5.1.

8 Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других аналогичных объектах или проживающего в зоне отчуждения или отселения (заверенная копия, подлинник предъявляется лично).

5.1.

9 Заверенная копия трудовой книжки.

5.1.

10 Медицинские и военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписка из стационара, заключения консультантов, результаты обследования, свидетельство о болезни, выданное военно-врачебной комиссией и др.).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200087956

Список 37 законов, приказов, постановлений по МСЭ и реабилитации инвалидов

Права медико социальной экспертизы

Условия назначение инвалидности, порядок обеспечения техническими средствами реабилитации, нюансы в работе медико-социальной экспертизы, особенности социального страхования и многое другое в подборке нормативных и правовых актов, который публикует Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ».

Все законы знать не обязательно, достаточно знать о них

Нижеприведённый список законов, приказов, постановлений, регламентирующих деятельность медико-социальной экспертизы и вопросы реабилитации инвалидов, подготовлен на основе данных Министерства труда и социальной защиты РФ.

1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»;

4) Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. № 70 «О порядке определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

6) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014г. № 672 «Об утверждении Правил определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»;

7) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000г. № 789 «Правила установления утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастный случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

8) Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»;

10) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»;

11) Постановление Министерства труда Российской Федерации от 15 апреля 2003 г № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»;

12) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10»;

13) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;

14) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»;

15) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 № 1171н «Об утверждении формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы»;

16) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. № 228н «Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления»;

17) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 59н «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»;

18) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

19) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены»;

20) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

21) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»;

22) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 998н от 9 декабря 2014 г. «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»;

23) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

24) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г.

№ 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»;

25) Приказ Минздравсоцразвития России от 20 октября 2005 г. № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению»;

26) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

27) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»;

28) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»;

29) Приказ Минтруда России от 16.11.2015 № 872н «Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

30) Приказ Минтруда России от 22 июня 2015 г. № 386н «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи»;

31) Приказ Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р»;

32) Приказ Минтруда России от 23 сентября 2014 г.

№ 657н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»;

33) Приказ Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г.

№ 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями»;

34) Приказ Минздравсоцразвития России от 21 августа 2008 г. № 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий»;

35) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;

36) Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»;

37) Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Добавка тем, кому мало:

Список 39 правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение ветеранов

Список 37 законов, указов и постановлений о мерах социальной поддержки населения

Чтобы сохранить публикацию Дзен-канала «ПРАВО ИМЕЮ» на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D. Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.

Подписывайтесь на Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ»!

Популярное на канале:

Монетизацию льгот на лекарства предлагают отменить

Каким будет размер пенсии при соблюдении минимальных требований к её назначению

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravo/spisok-37-zakonov-prikazov-postanovlenii-po-mse-i-reabilitacii-invalidov-5ac37515a936f470731f254f

Что такое МСЭ (медико-санитарная экспертиза)

Права медико социальной экспертизы

Каждый гражданин, чьи проблемы со здоровьем стали причиной ограничения жизнедеятельности, сталкивался с медико-социальной экспертизой (МСЭ).

Освидетельствование инвалидности, определение степени потери трудоспособности, разработка программ реабилитации – все это было бы невозможным без МСЭ.

Что это вообще такое, и как построена работа этой организации? Какие функции она выполняет, где ее нужно проходить и какую роль она играет при назначении разного рода льгот и пособий? Сегодня мы ответим на эти и множество других вопросов.

Общая информация о МСЭ

Разберемся во всем по порядку. Чтоб узнать, как расшифровывается МСЕК (МСЭ) и что это вообще значит, достаточно обратиться к ст. 7 ФЗ № 181 от 24.11.1995 «О соцзащите инвалидов в РФ» (далее – ФЗ № 181).

Согласно ей, медико-социальная экспертиза – это процесс присвоения обратившемуся гражданину статуса инвалида, включая выявление у него потребности в предоставлении мер соцзащиты, в том числе прохождения программ реабилитации. То есть инвалидность и МСЭ – понятия одной плоскости.

В рамках МСЭ осуществляется оценка степени ограничений в жизнедеятельности гражданина, вызванных устойчивыми проблемами со здоровьем.

Такая оценка состояния здоровья является комплексной: она учитывает не только клинико-функциональные характеристики организма, но и профессионально-трудовые показатели, социальное и психологическое положение и прочие критерии, классифицированные нормативно-правовыми актами.

До 2021 года такие критерии и классификации, необходимые для работы МСЭ, регулировались Приказом Минтруда № 664н от 29.09. 2021 .

Но приказ 664н по МСЭ с изменениями обозначал переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской, что в итоге оказалось неприемлемым.

Измененный в результате его принятия подход к определению инвалидности привел к тому, что после повторного освидетельствования львиная доля граждан теряла льготный статус. Многие виды заболеваний, такие как диабет и муковисцидоз, вообще были из него исключены.

Кроме того, создавались искусственные проблемы при прохождении МСЭ для детей-инвалидов. Действующие по указанному приказу нормативы не позволяли учитывать серьезные отличия в клинических показателях заболеваний между детьми и взрослыми.

В результате многие несовершеннолетние были лишены статуса ребенка-инвалида, что вызвало немало возмущений среди общественности.

В результате был принят Приказ Минтруда № 1024н от 17.12. 2021 , призванный исправить ошибки. Приказ 1024н по МСЭ установил новые правила проведения экспертизы на инвалидность, в том числе определяя:

  • классификации заболеваний и связанных с ними расстройств здоровья;
  • последствия травм, дефектов и степень их проявления для присвоения инвалидности;
  • категории жизнедеятельности, ограничения которых влекут льготный статус;
  • основные критерии инвалидности, в том числе в отношении конкретных групп и так далее.

Таким образом, учреждения МСЭ – это комиссии, проводящие оценку состояния здоровья граждан на предмет наличия у них инвалидности на основе конкретных классификаций и критериев. При необходимости именно они определяют степень трудоспособности, группу, конкретные льготы и размеры пенсий с пособиями. Экспертиза проводится бесплатно, в рамках базовой программы ОМС

МСЭ и ВТЭК: в чем разница

Медико-социальная экспертиза успешно действует в России на протяжении уже более чем двух десятков лет, однако многие граждане по-прежнему задаются вопросом, в чем разница между ВТЕК и МСЕК. Специально для них разъясняем: ВТЭК – это врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Такие комиссии действовали в России с 1929 года, и круг их полномочий сводился также к определению инвалидности, присвоению статуса инвалида, назначению мер государственной поддержки и реабилитации. Они имели свою иерархическую структуру и специализированные направления.

С 1995 года, когда был принят ФЗ № 181, данная организация была ликвидирована, а ее функции переданы медико-социальной экспертизе.

По сути, МСЭ является преемником ВТЭК: сравнительная характеристика ВТЭК и МСЭ не найдет значительных отличий в направлениях их работы, функциях или организационной структуре. Нынешние МСЭ действуют в тех же помещениях, где ранее располагались ВТЭК, в том числе и те, что имели конкретную специализацию (психиатрия, онкология, кардиология и так далее).

Организационная структура учреждений МСЭ

Система государственных органов, в ведении которых находится МСЭ, имеет свою иерархическую структуру. В соответствии с п. 1 Порядка, утв. Приказом Минтруда № 310н от 11.10. 2021 , такая система включает в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБ МСЭ);
  • Главные бюро МСЭ в регионах (ГБ МСЭ);
  • Главное бюро МСЭ ФМБА (проводит экспертизу в отношении работников отдельных секторов промышленности с особыми условиями работы и жителей отдельных территорий);
  • Местные бюро МСЭ в населенных пунктах.

Федеральное бюро – это центральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью нижестоящих главных и местных бюро и их координацию.

Он также может проводить освидетельствование, но лишь в рамках обжалования заключений нижестоящих органов либо в исключительных особо сложных случаях, по направлению комиссий ГБ МСЭ.

Кроме того, ФБ МСЭ проводит работу по подготовке специалистов и повышению их квалификации, разработке методических материалов, статистическому наблюдению и прочую работу, характерную для центрального органа.

ГБ МСЭ – это областное бюро медико-социальной экспертизы, осуществляющее свои функции в рамках конкретного субъекта федерации. Такие бюро наделены полномочиями апелляции в отношении заключений местных бюро: они пересматривают их решения, при необходимости отменяют их и принимают новые.

Помимо надзорных и координационных полномочий, главные бюро вправе по собственной инициативе повторно переосвидетельствовать граждан, изменяя или отменяя решения

При них создаются специальные экспертные составы ГБ МСЭ, число которых рассчитывается исходя из числа находящихся в подчинении местных бюро.

Местные бюро – это филиалы главных бюро в регионах. Местная медико-социальная экспертная комиссия является участником правоотношений по социальному обеспечению в первую очередь, поскольку она является первичным органом МСЭ, с которого начинается любое освидетельствование.

Количество местных бюро, входящих в состав ГБ МСЭ, зависит от количества населения: бюро создаются из расчета один филиал на 70-90 тысяч граждан при условии обслуживания около двух тысяч граждан в год.

Впрочем, исходя из региональных особенностей, местные бюро могут создаваться исходя из иных показателей численности населения.

Главные функции МСЭ

Анализ состояния здоровья и выявление инвалидности – это далеко не все, чем занимается бюро медико-социальной экспертизы.

Перечень полномочий каждого отдельно взятого бюро включает множество функций и задач, которые, в свою очередь, зависят от места этого бюро в иерархической структуре.

Так, по сути главными задачами ФБ и ГБ МСЭ являются пересмотр решений местных бюро, полноценный контроль и координация их работы. Основным же звеном в цепи органов МСЭ являются местные бюро, с которыми граждане контактируют в первую очередь.

Основные функции и задачи бюро медико-социальной экспертизы определены п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда № 310н. Согласно ему, в число главных функций комиссии бюро входит:

  • проведение экспертизы в целях выявления степени ограничения жизненных функций;
  • разработка индивидуальных реабилитационных программ, включая не только медицинское, но и социальное и даже профессиональное восстановление;
  • присвоение статуса инвалиды и конкретной группы;
  • определение степени нетрудоспособности;
  • определение степени нуждаемости в реабилитационных программах жертв производственных аварий и несчастных случаев;
  • определение причин смерти инвалидов и пострадавших от производственных и профессиональных травм, если в связи с этим его семье назначается соцпомощь;
  • определение потребности лица в постоянном уходе;
  • предоставление устных и письменных консультаций и разъяснений;
  • участие в разработке массовых реабилитационных программ, программ социальной помощи;
  • формирование в свободной форме реестра, содержащего информацию об обслуживаемых гражданах и так далее.

При всем этом разнообразии главное, что делает медико-социальная экспертиза, – выполняет функцию определения инвалидности, на которой мы предлагаем остановиться подробнее.

Критерии для присвоения статуса инвалида

Как уже было сказано, установление степени потери трудоспособности и выявление инвалидности осуществляется по критериям и классификациям, утвержденным Приказом Минтруда № 1024н. Основными такими критериями является:

  • степень значительности нарушений функций организма;
  • степень ограниченности жизнедеятельности в зависимости от категории такой жизнедеятельности.

Так, признание лица инвалидом при профессиональных заболеваниях или иных недугах потребует обязательной оценки двух этих критериев. Так, относительно нарушения главных функций организма выделяют четыре степени их значительности, оцениваемые в процентном соотношении:

  • I степень: незначительные расстройства в диапазоне 10-30%;
  • II степень: умеренные расстройства в диапазоне 40-60%;
  • III степень: выраженные расстройства, поражающие 70-80% функций организма;
  • IV степень: значительные расстройства в диапазоне 90-100% функций организма.

Любая такая степень присваивается на основании количественной оценки в зависимости от конкретного заболевания, его клинических характеристик и нарушений, выявленных у конкретного пациента. Система такой оценки предусмотрена Приложением к Приказу Минтруда № 1024н.

Так, например, МСЭ при циррозе печени определяет степень нарушений функций организма в зависимости от активности заболевания и степени его тяжести по классификации Чайлд-Пью (Child-Pugh).

Умеренной активности цирроза уже достаточно для присвоения II степени выраженности, что в большинстве случаев дает право на присвоение инвалидности.

Соответственно, к другим заболеваниям и травмам будут применяться иные критерии.

Например, при туберкулезе степень выраженности зависит от фазы заболевания, его локацией и количества пораженных органов, наличия свищей и так далее.

В то же время для фиксации II степени выраженности на МСЭ при сколиозе нужно продемонстрировать значительную степень искривления позвоночника: сколиоз должен быть резко выраженным и достигать не менее 70 ̊ по Коббу.

Однако есть и второй решающий критерий – степень ограниченности жизнедеятельности. Она не зависит от конкретного заболевания или травмы: закон выделяет семь основных категорий жизнедеятельности, в отношении которых и определяется степень ограничения:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение;
  • ориентация в пространстве;
  • общение;
  • контроль поведения;
  • обучение;
  • трудовая деятельность.

К каждой из них закон предусматривает три степени ограниченности, где I степень – незначительные ограничения, а III – полная неспособность реализовать описанную функцию жизнедеятельности.

Учитывая два эти критерия, комиссия МСЭ и устанавливает инвалидность. Так, согласно п. 8 Классификации, утв.

Приказом Минтруда № 1024н, инвалидность может быть установлена при определении у гражданина II степени нарушения функций организма или выше (40-100%) при заболеваниях, которые повлекли за собой поражение II или III степени одной из категорий жизнедеятельности или поражение I степени, если оно затронуло две и более категории жизнедеятельности. При этом для присвоения инвалидности детям до 18 лет достаточно любой степени поражения любой из категорий жизнедеятельности.

Что касается конкретных групп инвалидности, то их присвоение поставлено в зависимость от степени тяжести нарушений функций организма:

  • первой группе инвалидности соответствует IV степень нарушения функций;
  • второй группе – III степень;
  • третьей группе – II степень;
  • статус ребенка-инвалида – наличие любой такой степени у ребенка до 18 лет.

На основании такой группы гражданам назначается пособие. Так как они входят в число лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 294 от 30.11.

2004 ранее им присваивались коды льготных категорий граждан по заболеваниям. Инвалиды в зависимости от степени потери трудоспособности получали коды от 081 до 085.

Ныне это приложение утратило силу, однако сами коды используются, например, при идентификации инвалидов как лиц, имеющих право на лекарственную помощь.

Место проведения экспертизы

Источник: https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/mediko-socialnaya-ekspertiza.html

Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия для установления инвалидности

Права медико социальной экспертизы

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Условия признания гражданина инвалидом

Источник: https://www.50.gbmse.ru/mse/poryadok-provedeniya-mse/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.