Права инспектора по труду

Содержание

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Права инспектора по труду

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию

Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе обратиться с жалобой в орган трудовой инспекции. Это можно сделать в следующих случаях:

  • задержка выплаты или невыплата заработной платы;

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ.

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год.

Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада).

По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  • нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о нарушении прав работника.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Что может проверять Трудовая инспекция

При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации, трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Юрист, который проводит экспертизу договора, в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

  • данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
  • дата начала работы и режим рабочего времени;
  • условия оплаты труда и время отдыха;
  • компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.

Источник: https://trudinsp.ru/trudovaya-inspektsiya.html

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Права инспектора по труду

Комментарий к статье 357

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Статья 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено.

Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.

Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т. ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом.

Право на отнесение тех или иных сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т. ч.

об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и об использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с указанным Законом имеет право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны, разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации, требовать от государственных органов, которым представлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не вправе – без согласия обладателя информации – разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информацию, составляющую коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации государственные инспекторы труда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892).

Порядок доступа к этим сведениям определяется Законом о государственной тайне. Согласно ст.

25 Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников.

В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Недопустим отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.

В отношении нарушителей правила ст. 357 о безвозмездности представления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.

3. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” (1947) (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.

Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.

Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 и коммент. к ней).

Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

5. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” (СЗ РФ. 2005. N 19. Ст.

1752) государственные инспекторы труда лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений.

Этим Законом право приостанавливать деятельность организаций в административном порядке предоставлено судьям.

6. Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г.

N 90-ФЗ, наделив государственных инспекторов труда правом выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, привел абз. 9 ст. 357 в соответствие со ст. 76 ТК, которая обязывает работодателя отстранять от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, включая руководителей, ст. 225 (см. коммент. к ней).

7.

Государственные инспекторы труда наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами организаций трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см. коммент. к п. п. 5, 6 ст. 362).

В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Источник: https://hr-portal.ru/article/statya-357-osnovnye-prava-gosudarstvennyh-inspektorov-truda

Права и обязанности госинспекторов труда – Статьи газеты «Солидарность»

Права инспектора по труду

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее – НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

– в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

– запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

– расследовать несчастные случаи на производстве;

– предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

– направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

– выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

– предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – как физлиц, так и юрлиц.

И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).

А после ухода с должности – считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей – полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда – об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника – не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.

За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК – дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.

Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда – это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 – 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП – ст. 19.6.

1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ – ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.

16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ – ст.

285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-33.html

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Права инспектора по труду

Найм Труда > Охрана труда > Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора 

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом.

Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/prava-gosudarstvennogo-inspektora-truda.html

Права и обязанности инспектора в области охраны труда и техники безопасности

Права инспектора по труду

Инспектор по охране труда — специалист, который официально уполномочен осуществлять контроль за соблюдением всех без исключения норм трудового законодательства и на кого возлагается ответственность за организацию инспекции в разные организации и предприятии. Он осуществляет контроль за правильностью оформления на работу наемного штата сотрудников, начислением заработной платы в установленные сроки и соблюдением правил по охране труда и технике безопасности в частности.

Требования к профессии

Инспектор по охране труда и технике безопасности в обязательном порядке должен быть ответственным и исполнительным, в том числе готовым к различным стрессовым ситуациям (стрессоустойчивость обязательное неотъемлемое качество).

Помимо этого, обязательно наличие соответствующего профильного образования. Огромным плюсом считается наличие высшего юридического образования.

Инспектор по охране труда — высококвалифицированный специалист

Инспектор в обязательном порядке должен знать:

  • нормы Трудового кодекса РФ;
  • основы ведения документооборота;
  • все без исключения базовые законодательные и правовые нормы;
  • инструкции по охране труда;
  • разработанную на федеральном уровне систему стандартов обеспечения техники безопасности;
  • особенности эксплуатации того или иного оборудования;
  • правила и методы проведения инструктажей на территории предприятий.

Права государственных инспекторов труда

Инженер по охране труда и технике безопасности

Государственный инспектор труда имеет право в соответствии со своей должностной инструкцией:

  • осуществлять проверку любого предприятия;
  • выявлять имеющиеся нарушения в области охраны труда;
  • заниматься составлением соответствующих протоколов осмотра;
  • определять степень выявленных нарушений и уровень ответственности должностных лиц: выписывать штрафы, привлекать к административной ответственности.

Права закреплены нормами ТК РФ

Помимо этого, уполномоченный инспектор по охране труда (согласно установленному профстандарту):

  • берет на себя ответственность за расследование имеющих месту быть несчастных случаев на территории предприятия;
  • приостановить работу предприятия в случае выявления грубых нарушений действующих норм российского законодательства, что влечет за собой угрозу жизни для наемного персонала.

К сведению! Какими правами не обладают государственные инспекторы труда подробно указано в ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Обязанности государственных инспекторов труда

Специалист по охране труда и технике безопасности

Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.

Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:

  • инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
  • при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
  • назначать штраф при необходимости;
  • составлять протокол;
  • заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.

Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.

Должностная инструкция инспектора по охране труда

Список литературы по охране труда и технике безопасности

Назначенные государственные инспекторы в области охраны труда в соответствии с должностной инструкцией должны:

Каждый специалист должен следовать инструкции

  • неуклонно соблюдать нормы действующего федерального законодательства, в том числе отстаивать при необходимости права и законные интересы работодателей и наемного персонала в частности;
  • хранить тайну (не имеет значения какую именно: государственную, служебную, коммерческую и пр.), которая стала известна во время выполнения своих должностных обязанностей, в том числе после увольнения с занимаемой должности, поскольку она считается полностью конфиденциальной. В случае игнорирования правил есть шанс понести уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Обратите внимание! Дополнительно требуется воздержаться от уведомления непосредственного работодателя о данных заявителя, если проверка была инициирована по сформированному обращению или жалобе наемных сотрудников предприятия.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

С целью организации и осуществления соответствующего надзора на государственном уровне квалифицированные специалисты осуществляют следующие виды проверок:

Основной задачей проведения проверок считаются выявление фактов полного соответствия заявленным требованиям российского законодательства, выполнение всех имеющихся предписаний, а также устранение нарушителей с дальнейшим привлечением к ответственности.

Внеплановая проверка может быть инициирована на основании:

  • завершение срока действия ранее предоставленного предписания специалистами регионального представительства трудовой инспекции о необходимости устранить выявленные нарушения для обеспечения максимальной безопасности на территории предприятия;
  • получение жалоб или прочих сообщений об имеющихся нарушениях у конкретного работодателя.

Важно! Подобного рода проверки могут официально на законных основаниях проводиться в максимально сжатые сроки, причем с уведомлением иных уполномоченных государственных органов (к примеру, прокуратуры) в четко оговоренном порядке, без предварительного согласования с непосредственным работодателем.

Нарушения влекут к штрафам

Нормы федерального законодательства категорически запрещают сообщать работодателю о проведении внеплановой выездной проверки с целью подтверждения фактов нарушений заявленных требований по обеспечению охраны труда, в том числе игнорирования прав наемного персонала на заработную плату, режим работы и отдыха и пр.

Может ли госинспектор труда приостановить работу организации

В соответствии со своей должностной инструкцией каждый сотрудник трудовой инспекции имеет право принять соответствующее решение.

Обратите внимание! Как правило, это становится следствием выявленного грубого нарушения, которое несет за собой высокие риски для здоровья и жизни в частности наемного штата сотрудников.

Заключение государственного инспектора труда

Вне зависимости от того, внеплановая либо плановая проверка была проведена на территории предприятия, в обязательном порядке специалист составляет соответствующее заключение.

В документе должны быть обозначены исчерпывающие сведения о полученных результатах, а также предписания, которые работодатель обязан выполнить для исправления выявленных нарушений.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Если уполномоченный специалист составил неверный протокол о нарушениях, каждый работодатель оставляет за собой полное законное право обжаловать решение в четком соответствии с нормами трудового законодательства. Для этого можно обратиться:

  • к главному инспектору;
  • в суд с соответствующим исковым заявлением.

Обратите внимание! Каждый вправе выбирать наиболее оптимальный для себя вариант. Но первый метод обжалования не актуален в случае, если первичное решение было принято сразу главным специалистом. В таком случае остается только подавать соответствующий иск в судебную инстанцию по месту регистрации предприятия.

Инспектор по охране труда — специалист, который в первую очередь должен защищать интересы трудоустроенных граждан. Занять должность вправе каждый, кто отвечает заявленным требованиям. Обязательно наличие высшего образования.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/inspektor-po-ohrane-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.