Права и обязанности ребенка

Права и обязанности ребенка в России

Права и обязанности ребенка
Определение 1

Ребенком называют человека, который не достиг восемнадцати лет или совершеннолетия.

Права и обязанности ребенка в РФ появляются у человека с самого его рождения. Если говорить про реализацию этих прав или дееспособность, то такие способности появляются у человека только в восемнадцати лет. Иногда устанавливаются другие возрастные пределы, если этого позволяет закон.

Замечание 1

Полагаясь на внутреннее и международное законодательство и декларацию о правах ребенка, каждый несовершеннолетний человек обладает такими правами и свободами:

  • Право иметь имя и фамилию, гражданство и их изменение.
  • Право на общение с родственниками и семьей.
  • Получение содержания от родителей: алиментов, пенсии, пособия.
  • Права ребенка на защиту личных интересов.
  • Защита от наркотиков и торговли такими веществами.
  • Защита от экономической эксплуатации.
  • Возможность свободно высказывать свои взгляды, при том учитывается возраст и зрелость.
  • Возможность участия в молодежных и детских организациях для общественного и личного развития в социальной сфере.
  • Доступ к нужной информации и материалам.
  • Право на свободу совести и веры.
  • Возможность получения образования.
  • Право проживать в помещении с нужными условиями.
  • Право на имущество, которое было с рождения или на наследство.

Обязанности ребенка

Права и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По этой причине, ребёнок имеет не только права и свободы, но и некие обязанности.

Как и остальные люди, ребенок должен уважать и принимать права и личные интересы других людей. Должен уважать культуру и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Важно, чтобы ребенок знал и соблюдал законы страны, в которой проживает, аккуратно относился к окружающей среде и к разным видам собственности.

Если человек не придерживается законов своей страны, то он попадает под юридическую ответственность. Несовершеннолетний человек должен получить необходимое образование и начинать готовиться к самостоятельному труду. У каждого ребёнка должна быть семья, которую он должен уважать и заботиться.

Дети мужского пола несут воинскую повинность в виде учёта и военной подготовки. Если ребенок нарушает закон, то, учитывая уголовное право, может привлекаться к ответственности за разные правонарушения с 14 лет. К административной ответственности может привлекаться с 16 лет.

Опиши задание

Рассматривая статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ребенок в 14-летнем возрасте может привлекаться к уголовной ответственности за такие правонарушения:

  • Грабеж.
  • Разбой.
  • Предумышленное убийство.
  • Изнасилование.
  • Угон транспорта.
  • Захват заложников.
  • Вымогательство и прочее.

Административная ответственность наступает с 16-ти лет за такие правонарушения:

  • Неправильное обращение с животными.
  • Повреждение общих транспортных средств.
  • Принятие алкоголя.
  • Приставание к другим людям, прохожим.
  • Мелкое хулиганство.
  • Несоблюдение правил дорожного передвижения и прочее.

Документы, доказывающие права и обязанности детей

Большое влияние на развитие законодательства о правах ребенка оказала Женевская декларация прав детей. Она была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Главный вклад данной декларации – определение стратегического направления о том, что ребёнок должен получать самое лучшее, что есть у человечества.

Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году и считалась первым международным документом по правам человека. В ней говорится, что каждый ребёнок имеет право заботу и защиту своих прав, на что не влияет пол, родной язык, происхождение, национальность, вера и другие факторы.

В 1959 году отдельная Декларация прав ребенка утвердила, что каждый ребенок нуждается в особой правовой защите, и что власть и общественные организации должны соблюдать права ребенка и осуществлять меры по их защите.

В 1979 году была принята Конвенция о правах ребенка организацией Объединенных Наций. Она включала социально-правовые основы.

Из них главными являются такие: ребенок – это самостоятельная и полноправная личность, а также были обоснованы ценности интересов ребенка перед нуждами страны, отечества, семьи и религии.

В названных бумагах четко просматриваются главные права детей на имя и фамилию, гражданство, образование, отдых, материальную независимость и т.д. Важное место занимает проблема поддержки и охраны прав детей, защиты ребенка от жестокого обращения и эксплуатации.

В 1990 году в Нью-Йорке выдана всемирная Декларация о обеспечении выживания, защиты и развития ребенка. Государства, которые принимали в ней участие, объявили, что готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение и жизнедеятельность детей.

Дополнением к Конвенции о правах детей стала Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка, принятая 25 января 1996 года в масштабах Совета Европы.

Она обозначила меры, которые призваны для соблюдения прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

К Конвенции о правах ребенка было принято два факультативных протокола Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года:

  • Документ про торговлю детьми и детскую проституцию.
  • Документ про участие детей в вооруженных конфликтах.

При стихийных бедствиях, геноциде, вооружённых конфликтах, участвующие страны пообещали приложить все усилия, чтобы дети получили необходимую поддержку, охрану и защиту для быстрого возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года было выдвинуто предложения создания глобального движения «Мир, подходящий для жизни детей». Предложение поступило от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Цель данного движения – обеспечить детям полную безопасность и благосостояние.

На сегодня детские права оберегаются такими лицами:

  • Органы государственной власти.
  • Родители или опекуны.
  • Педагогические, медицинские или социальные работники.
  • Общественные организации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/prava-i-objazannosti-rebenka/

Права и обязанности ребенка

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Ребенок, не достигший совершеннолетия, должен получить основное общее образование и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В семье дети должны не только почитать старших, но и заботиться о родителях или опекунах.

Несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую повинность в форме учета и военной подготовки.

С позиции уголовного права при нарушении закона ребёнок быть может привлечён к ответственности за некие правонарушения с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за такие правонарушения, как грабеж, разбой, предумышленное убийство, изнасилование, угон автотранспортных средств, захват заложников, вымогательство и другие.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Документы о правах и обязанностях ребенка

Исторической вехой, оказавшей влияние на развитие законодательства о правах детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Она конкретно определила стратегическое направление – «человечество обязано дать ребенку все лучшее, что у него есть».

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите.

Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка.

Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась ко всем членам сообщества с призывом сформировать совместно глобальное движение «Мир, подходящий для жизни детей», целью которого будет, прежде всего, обеспечение детской безопасности и благосостояния.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/prava_i_obyazannosti_rebenka/

Права и обязанности ребенка в семье

Права и обязанности ребенка

Н.И. КОЗЛОВ, психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся – и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка.

Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги.

Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки.

У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут.

Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» – Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» – Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать – работать ему или нет. «Это моя жизнь!» – Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности.

Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может ать.

То есть он конечно может ать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез ать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться.

А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу.

С другой стороны, у него появятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав – он может уже гулять один.

Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только ать, но и выносить предложения на ания: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить.

А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное – он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

—-

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» – и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы – конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом. Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали. Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило – кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась. Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/596503541410c35da0a45666/prava-i-obiazannosti-rebenka-v-seme-5b1a33779f4347cb00b94c08

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

Права и обязанности ребенка

Статьи

Обществознание

Право

1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой… Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?

25 мая 2020

Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

Семейное законодательство фиксирует важность сплочения семьи и создания семейных ценностей и подразумевает, что, вступая в брак, люди основываются на взаимной любви и уважении, а еще готовы к взаимопомощи и ответственности. И при этом, конечно, способны самостоятельно принимать решения внутри семьи, не привлекая других людей для решения семейных проблем.

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права детей Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ст. 57. Право ребенка выражать свое мнение:
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. 

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей: Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка: В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком. Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-v-semeynom-kodekse/

Памятка о правах и обязанностях детей

Права и обязанности ребенка

«Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе».

ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!

Ваш правовой статус, права, обязанности и ответственность
от рождения до достижения совершеннолетия

Правовой статусэто Ваше положение в мире права. По мере взросления Вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а, значит, приобретаете   новые   права,   обязанности, ответственность меняется и Ваш статус.

РЕБЁНКОМ ПРИЗНАЁТСЯ ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОЗРАСТА ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ (СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ)

с рождения ребёнок имеет права:

  1. на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

  2. на гражданство (ст 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

  3. жить и воспитываться в семье ( ст. 54 СК РФ);

  4. на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ);

  5. на защиту (ст. 56 СК РФ);

  6. получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:
–  перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

с 6 лет добавляются:

Права:
–  совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной
регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или

другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ)

Обязанности:–  слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;-  получить основное общее образование (9 классов);

– соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:
–  перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями, учителями, администрацией учебного заведения;
–  перед своей совестью.

с 8 лет добавляются:

Права:
– на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:
–  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:
–  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

с 10 лет добавляются:

Права:
–  на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

– быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

– давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

с 11 лет добавляются:

Ответственность:
– помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи. (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

с 14 лет добавляются:

Права:

  1. получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

  2. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

  3. требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

  1. давать согласие на изменение своего гражданства(глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;

  2. требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

  3. работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

  4. заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих – самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; – самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; -вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

  5. участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

  1. выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

  2. соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

  1. исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

  2. самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

  3. возмещение причиненного вреда;

  4. ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

  5. уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст 20 УК РФ).

с 15 лет добавляются:

Права:
работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ).

с 16 лет добавляются:

Права:

  1. вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления ( в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

  2. работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

  3. быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

  4. правлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

  5. быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

  1. ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

  2. ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

с 17 лет добавляются:

Обязанность:
– встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Источник: https://infourok.ru/pamyatka-o-pravah-i-obyazannostyah-detej-4341162.html

Ребенок и его права

Права и обязанности ребенка

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие – это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия “ребенок” и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).

Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Источник: https://xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo_str/item/3517969

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.