Права и обязанности ребенка в доу

Нод детям о правах ребенка | дошкольное образование | современный урок

Права и обязанности ребенка в доу

Примакова Ольга Валериевна

Организация: МБДОУ д/с №27 Петушок (корпус 2)

Населенный пункт: Алтайский край, г. Камень-на-Оби

Программное содержание:

  • формирование основ правового сознания дошкольников;
  • познакомить детей со статьями «Конвенции прав ребенка»;
  • способствовать их пониманию и осознанию на примерах из личного опыта и документов;
  • формировать у детей представление о правах на жизнь, имя, семью, отдых, образование и медицинское обслуживание;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать чувство толерантности и уважения к окружающим людям.

Ход занятия.

Разминка

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые ,и дети

О правах, что защищают их на свете.

Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно. Сначала каждый человек жил обособленно, но потом они стали объединяться и появились разные государства.

И сразу же возникли главные вопросы: что могут люди делать и чего не могут ? Что они обязаны делать ? На что имеют права? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров.

В результате этого появилась книга, которая называется «Всеобщая декларация прав человека». В ней записано все, что люди должны соблюдать и делать, чтобы жить в мире и согласии.

Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях они написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». Это главный международный документ детей, который подписали государства нашей планеты. Из этой книги можно узнать о ваших правах.

У нас сегодня встреча не простая,

Мы с вами эту книгу полистаем.

Слушайте внимательно, и тогда

Вы узнаете о своих правах .

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

– А что же такое право? (Высказывания детей.) Верно, права – это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может делать без вреда для других людей. У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

– Приведите пример того, что вы можете делать, не причиняя вреда другим? Рисовать, петь, гулять, читать, и т. д. Обязанность-это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (ответы детей). Правильно, помогать взрослым, родителям, учиться.

Давайте приложим руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Ваши родители дали вам право на жизнь. На земле живет млрд. жителей, и всем им дано право на жизнь, и никто не может нарушить это право. В Декларации прав человека – это первое и самое главное право – Право на жизнь.

Статья 6

1.Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь

Вы все – дети, чем-то похожи, чем-то отличаетесь. Но у каждого из вас есть то, что дается человеку при рождении.

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

– Зачем нам нужно имя?

Вам было дано домашнее задание: узнать у своих родителей , почему вас назвали именно этим именем и что оно значит. Кто хочет поделиться с нами вашими ответами? (ответы детей)

-А теперь приглашаю поиграть

Игра «Давайте представимся друг другу».

У меня в руках вот такая волшебная шляпа. Я буду каждому из вас примерять шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Скажите, а можно ли взять и просто так поменять имя человеку?

– Почему? Посмотрите, что это за документ? ( Свидетельство о рождении -первый документ каждого человека, он выдается после рождения.)

Статья.7 написано: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу»

– А о следующем праве мы узнаем, если отгадаем загадку. Будьте внимательны.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

– Значит, о каком праве мы сейчас поговорим?

– Верно, право на семью.

У каждого человека должны быть папа, мама.

Статья.9 так и написано: «Государства – участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию»

(Выбранный ребенок читает стих – е про семью)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

А сейчас давайте поиграем в игру “Назови ласково”. Вот мы и проверим, как вы умеете ласково называеть членов своей семьи. Я буду называть слово,

а вы подберите к нему ласковые слова:

ПАПА-

Молодцы ! Ведь самое дорогое, что есть у человека – Семья.

– А о следующем праве нам расскажут картинки. Посмотрите и раскажите, что на них изображено.(картинки с детским отдыхом)

– Как вы думаете, на что имеет право каждый ребёнок? (Право на отдых)

Статья 31 сказано : «право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.»

– Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).

– А как вы любите отдыхать? ( Рассказы детей)

– Я тоже предлагаю вам отдохнуть

Физминута

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

(садятся на свои места)

Сейчас вы дошкольники, а на следующий год вы станете кем? (школьниками). Верно, пойдете в первый класс. А может вам кто-нибудь запретить идти в школу? Нет, потому что вы все имеете право на что? (образование)

Статья.27 сказано : «Государства признают право ребенка на образование»

– А для чего надо учиться?

-Что возьмете с собой в школу?

-Как можно назвать все предметы? (школьные принадлежности) .

– Существует много пословиц об учении. Давайте сейчас их вспомним.

Игра «Я начинаю, а вы продолжаете ».

Век живи … век учись.

Учиться всегда … пригодиться.

Ученье – свет, … а неученье – тьма.

Тяжело в ученье – … легко в бою.

-Интересно, а что вы возьмете с собой в школу? Как можно назвать эти предметы? (школьные принадлежности)

– Давайте сейчас проверим, готовы ли вы идти в школу.

Игра «Кто быстрее соберет ранец».

Воспитатель: Вы все-дети, похожие, но и разные. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (размышления детей).

Статья 8

1.Государства – участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности

Игра «Узнай- ка»

(Воспитатель описывает кого-то из ребят, дети вместе должны узнать ребенка по описанию.)

– Ребята, а когда вы начинаете болеть ,то куда отправляетесь вместе с мамой?

– А зачем?

-Значит каждый из вас имеет право на что? (право на медицинский обслуживание )

Статья.24 сказано: «Государства признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья»

– А как наше государство заботится о вашем здоровье? ( врачи приходят осматривают, прививки профилактические ставят и т.д.)

-А как мы можем заботиться о своём здоровье?(размышления детей)

– Сейчас давайте поиграем в игру «Соберешь картинку и назовешь право»

(на столах лежат разрезные картинки по пройденным правам, которые дети должны собрать , а затем назвать право)

Итог

О чём же мы сегодня говорили? (о правах)

Так для чего нужны права ребёнку?

Где записаны все права ребенка?

Никто не должен нарушать Права , потому что они очень важны для всех детей.

Список литературы:

  1. https://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2019/01/21/konventsiya-o-pravah-rebenka
  2. Основная образовательнаяпрограмма «От рождения до школы» под редак. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, «Мозаика – СИНТЕЗ», 2016г.
  3. http://edu-time.ru/pub/113781
  4. https://www.samregion.ru/uncategorized/kratkaya-redaktsiya-konventsii-o-pravah-rebenka/
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-pravovomu-vospitaniyu-malenkim-detjam-bolshie-prava.html
  6. практическое пособие «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка»/ Авт. – сост.: Е.В.Соловьева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода – М.:АРКТИ, 2005г

Приложения:

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/18588

Детский сад № 15

Права и обязанности ребенка в доу

Права и обязанности воспитанников ДОУ

Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области  Ольга Владимировна Коробова

ПРАВА РЕБЁНКА — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.

) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».  Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает следующие принципы: 1. РЕБЕНКУ должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.2.

РЕБЕНКУ законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.3. РЕБЕНКУ должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.4.

РЕБЕНКУ, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.5. РЕБЕНОК для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

6.

РЕБЕНОК имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

7. РЕБЕНОК должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.8. РЕБЕНОК должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

9.

РЕБЕНОК должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

ВСЕ ЭТИ ПРАВИЛА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВЗРОСЛЫЕ И НЕ НАРУШАТЬ ИХ!

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ООН

Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.Конституция РФ

http://www.constitution.ru/

2.

Федеральный закон о правах ребенка

http://base.garant.ru/179146/

3.Федеральный закон о детских объединениях

http://docs.kodeks.ru/document/9012158

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

http://www.uznai-prezidenta.ru/

http://www.rfdeti.ru/

http://www.unicef.ru/

http://www.fond-detyam.ru/

ПОЛОЖЕНИЕ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Воспитатель имеет право не отдавать ребенка не только несовершеннолетним братьям и сестрам, но и совершеннолетним посторонним лицам, которые не имеют на это соответствующих полномочий.
В данном случае воспитатель имеет отношения с родителями ребенка и несовершеннолетним ребенком и ни с кем более.

Представителями несовершеннолетних в силу ст. 64 СК РФявляются родители.Если воспитатель передает ребенка посторонним лицам, у которых нет на это полномочий, то его справедливо спросят “На каком основании?”

Если родители вверяют кому то свои полномочия забирать ребенка из д. сада, то пусть оформят это должным образом.

Но это должны быть совершеннолетние лица.

Несовершеннолетним передавать малышей нельзя, поскольку в этом возрасте еще не наступает полная дееспособность, они и за себя несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена ст.26 и 28 ГК РФ.

На самом деле это очень серьезный вопрос, поскольку может затронуть две проблемы:1. с самим несовершеннолетним ребенком, посещающим д.с., которого забрали из детского сада, может произойти несчастный случай (попал под машину, пропал и пр.);2. несовершеннолетний, посещающий д.с.

, может сам причинить вред имуществу и здоровью иных лиц(поджег в доме и пр.).В первом и во втором случае сразу будут выяснять кому передали ребенка, кто его сопровождал. Родители могут сказать, что они вообще не просили забирать ребенка из д.с. и соответственно сотрудников д.с. привлекут к ответственности.

В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет несут родители или учреждение где он находился или должен был находиться. Если малыш, которого забрали старшие братья из д.с., устроит пожар, а родители скажут, что он в это время должен был находиться в д.с.

а его забрали без их ведома, то вся ответственность ложится на воспитателя и образовательное учреждение.

СОГЛАСНО ДОГОВОРУ И УСТАВУ ДОУ:

1. Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.

2.

Если родители приводят ребенка раньше официального начала работы детского сада и оставляют его перед закрытой дверью – они нарушают свои обязанности, так как до прихода воспитателя ребенок еще не находится под ответственностью сотрудников детского сада. Родители, забирающие малыша позже установленного договором времени, тоже нарушают свои обязательства перед детским дошкольным учреждением. Но в случае задержки родителя воспитатель обязан продолжить присмотр за ребенком.

3.По окончании рабочего дня в детском саду воспитатель имеет право передавать ребенка только заранее оговоренным (внесенным в договор) лицам.

4. В случае опасности, грозящей ребенку со стороны забирающего взрослого (нетрезвое состояние, проявление агрессии и т. д.), воспитатель имеет право не отдать ребенка.

Исключением являются ситуации, когда от желающего забрать ребенка человека (например, не обладающего родительскими правами биологического родителя) исходит угроза в адрес воспитателя – в таком случае работник детского сада не обязан подвергать себя риску.

5. Если ребенка забирает несовершеннолетний
С точки зрения закона это недопустимо, даже если будут написаны десятки заявлений.

А за факт передачи ребенка несовершеннолетним, администрацию детского сад накажут штрафом, а заведующую могут уволить или даже дать вполне реальный срок (если с ребенком что-нибудь случится).

Потому что именно она понесет ответственность в случае каких-либо претензий со стороны родителей.

Согласно ГК РФ – до 18 лет ребенок – частично дееспособен. Т.е. он вправе совершать простейшие сделки и работать по трудовому договору на оапределенных видах работ. В случае ЧП с ребенком кто будет нести отвественность? несовершеннолетняя девочка? Нет, воспитатель, потому как он доверил ребенка несовершеннолетнему лицу.

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ЗАБРАЛИ РЕБЕНКА ДО 19.00.

Работники ДОУ имеют право направить ребенка в детскую комнату полиции.

Действия работников дошкольного образовательного учреждения (детского сада) по направлению Вашего ребёнка в детскую комнату милиции (подразделение по делам несовершеннолетних) будут вполне законны. А называется это, говоря языком закона, – профилактика безнадзорности.

Дело в том, что Ваши взаимоотношения, как родителя, с дошкольным образовательным учреждением регулируются рядом нормативно-правовых актов в сфере образования, а также внутренними локальными актами этого дошкольного учреждения и соответствующим договором между родителями и дошкольным учреждением.

Так, согласно ФедеральномуЗакону РФ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса.

 Иначе говоря, если родитель своевременно (в установленное Уставом или договором время) не забирает из дошкольного учреждения своего ребёнка, то учреждение по истечении указанного времени (после окончания работы) не обязано участвовать в воспитании и содержании ребёнка, и фактически никакой ответственности за жизнь ребёнка, его здоровье, место пребывания образовательное учреждение не несёт. Соответственно и работники дошкольного учреждения не обязаны «сидеть» с Вашим ребёнком, тратя на это своё личное время, а тем более забирать ребёнка к себе домой, или оставлять «на поруки» посторонним лицам. Такая обязанность и ответственность ложится только на родителей.

Ребёнок, которого в установленное время не забрали родители, по существу остаётся без присмотра со стороны ответственных лиц. То есть такой ребёнок отвечает критериям безнадзорного ребенка, так как согласно ст.1 Федерального закон от 24 июня 1999г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (иных законных представителей).

Такой безнадзорный ребёнок подлежит направлению в детскую комнату милиции.

Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.

При неоднократном доставлении ребёнка в детскую комнату милиции в последующем у родителей могут возникнуть «проблемы» с полномочными органами, и с необходимостью встанет вопрос о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями своих родительских обязанностей.

Источник: http://dsZvezdochka.moy.su/index/0-35

Права ребенка в ДОУ

Права и обязанности ребенка в доу

Семейный кодекс, Конвенция, Декларация по правам ребенка защищают права ребенка в нашей стране, но не редко, что в некоторых семьях или детских учреждениях законы не всегда соблюдаются.

В дошкольном возрасте формируется здоровье, развивается личность, возникает доверие к себе, людям, формируется характер, чувство собственного достоинства.

В этом возрасте дети находятся в полной зависимости от взрослых, поэтому ненадлежащий уход поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека нужно уважать и не нарушать.

Актуальность и жизненность проблемы определяется ухудшением положения детей, снижением показателей здоровья, благополучия. Рост социальной дезадаптации детей проявляющейся в нарушение норм морали.

В нежных и слабых руках малыша наше будущее, завтрашний день, завтрашняя судьба человечества.

Поэтому уже сейчас в трудных социальных экономических условиях нельзя оставаться равнодушными к бедам детей, и необходимо помочь им.

Детство это самое счастливое время, каждый человек вспоминает годы юности и детства, всегда с очень теплыми чувствами. Однако далеко не все люди могут в своей памяти найти те радостные мгновения. От каждого из нас зависит, будут ли дети нашего времени через несколько лет с улыбкой вспоминать годы радости, счастья и беззаботности.

Проблема недостаточной информированности взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится о этих правах, недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста, и поэтому как педагог, я считаю необходимым вносить с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты.

Работа по защите прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении значимо необходимо. Если педагоги в ДОУ будут создавать специальные условия для правового воспитания ребенка, будут работать в единой системе с родителями и детьми то это будет способствовать формированию у детей основ правового воспитания.

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Поэтому значимость воспитательной деятельности семьи очень велика. Задача педагогического коллектива состоит в том чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями

В первую очередь нужно установить доверительный контакт с родителями. Поэтому воспитателю демонстрировать положительное отношение ко всем детям и умение похвалить в присутствие родителей каждого ребенка, показать и рассказать о его достижениях за день.

Следующим этапом является стремление исходить из интересов ребенка и его дальнейшего развития.

Умение взаимодействия ребенка обеспечить чувство психологической защищенности, обеспечить подход с учетом индивидуальных способностей, умение встать на его “точку зрения”, создавать для интеллектуальной и нравственной активности. Родители видя такое отношение к своему ребенку задумаются над необходимостью тех или иных агрессивных способов воспитания.

Для воспитателя главное в воспитании ребенка это любовь, терпение и личный пример, быть всегда в равновесии, сдерживать отрицательные эмоции. Необходимо прощать, сопереживать, быть великодушным и доброжелательным и прививать это детям.

При ознакомлении детей с их правами и обязанностями начинать эту работу с того чтобы приучать детей жить по определенным правилам.

При внедрении этих правил организация жизни в детском саду способствует улучшению взаимоотношений, приводит к пониманию каждым ребенком обязанностей перед другими детьми и взрослыми. Если следовать этим правилам это перерастет в права и обязанности человека.

Каждый взрослым может пользоваться своими правами, но и соблюдать права другого человека.
В своей работе я использую деятельность на тему “я и моя семья”:

  1. Дидактическая игра “Кто кому кто”
  2. Пословицы и поговорки “Добрая семья, добрый и всход”
  3. Генеалогическое древо – схематичное представление родственных связей
  4. Пальчиковая игра “Части тела”
  5. Чтение художественной литературы, русская народная сказка «Хаврошечка»

Беседы на этические темы.

  1. Правила поведения в игре.
  2. Как одеваться в прохладную погоду.
  3. Мы едем в транспорте.
  4. О дружбе и друзьях.

Сюжетно ролевые игры

  1. Дом, семья.
  2. Дочки-матери.
  3. Поездка в лес за грибами.
  4. Детский сад.
  5. Путешествие.
  6. Школа.

Самостоятельная деятельность детей.

  1. Рассматривание книг, иллюстраций.
  2. Творческая мастерская – изготовление поделок для членов семьи.

Работа с родителями.

  1. Подготовка нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детей.
  2. Анкетирование “Хорошие ли вы родители”.
  3. Индивидуальные беседы с семьей.
  4. Родительское собрание.
  5. Дискуссия “зачем наказывать детей”.

Работа с педагогами.

  1. Консультации.
  2. Круглый стол.
  3. Обмен опытом.

Перечисленные формы работы способствуют эффективному правовому воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы обеспечить им необходимое развитие и знания своих основных прав, что немаловажно в их дальнейшей сознательной жизни.

Список использованной литературы

  • Зеленова Н.Г. Программа «Защити меня»
  • Потаповой Т.В. Программа «Надежда»
  • http://doshkolnik.ru/pravo/6245-prava-rebenka.html
  • Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошк. воспитание. – 2008. – №4
  • Зайцева Н.Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. -2011.-N4.-С.30-33

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/15290-prava-rebenka-v-dou.html

Права ребенка в детском саду. Права ребенка на примерах

Права и обязанности ребенка в доу

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные “привилегии”. Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права ребенка в детском саду нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема “Права ребенка”.

Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны.

В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей.

Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны.

Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста.

Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ.

Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы.

В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское дошкольное учреждение, гораздо ярче.

Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, – права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них.

Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет.

прав ребенка – проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:

  1. На получение образования, а также на формирование и развитие творческих и физических способностей. Любое дошкольное учреждение обязано проводить для детей развивающие дополнительные занятия. Помимо прогулок на свежем воздухе, игр, малыша должны продвигать в направлении умственного развития. Для реализации цели воспитатели, работающие в детских садах, помогают малышам совершенствоваться, постепенно усложняя решаемые задачи (пусть на первый взгляд они и покажутся совсем простыми для взрослых). При отсутствии развивающих занятий есть основание утверждать, что гарантия нарушается. В нашей стране функционирует масштабная сеть дошкольных образовательных учреждений, работающих круглосуточно либо в дневное время. Обновляются образовательные программы для дошкольников, введены специальные Федеральные государственные стандарты, регулирующие развитие детей в детских садах.
  2. На игру. Основываясь на развитии интеллектуальных и творческих способностей малыша, нужно помнить также о том, что для ребенка важна игра. Именно в ней он получает навыки общения, поэтому особое внимание воспитатели должны уделять разнообразию, которое не надоест детям.
  3. На здоровье и жизнь. Пожалуй, это основные права ребенка в детском саду (для родителей эти права самые главные), ведь при их несоблюдении жизнь малыша может оказаться под серьезной угрозой. В Законе «Об образовании» говорится о том, что дошкольное образовательное учреждение обязано гарантировать своим воспитанникам жизнь и здоровье. В случае необходимости малышу должна быть оказана медицинская помощь, поэтому те детские учреждения, в которых отсутствует медицинский кабинет, нарушают гарантию оказания медицинской помощи, а потому должны быть закрыты.
  4. На защиту от жестокого обращения. Воспитатели зачастую могут прикрикивать, а еще хуже – бить детей. Это совершенно недопустимо и должно пресекаться как родителями, так и администрацией сада.
  5. На защиту нужд и интересов ребенка. Детям должно уделяться должное внимание, игрушки и основные средства гигиены – соответствовать всем нормам.
  6. На качественное питание. Организм малыша нуждается в достаточном, качественном, полноценном потоке пищи на протяжении дня. Если детям дают продукты, у которых истек срок годности, права ребенка нарушаются, и родители могут обратиться с жалобой в прокуратуру.

Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения).

В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху.

Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад.

Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями.

Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников.

Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников.

Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с жалобой в прокуратуру.

В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача – помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне.

Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет.

Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.

Источник: https://FB.ru/article/159256/prava-rebenka-v-detskom-sadu-prava-rebenka-na-primerah

Права и обязанности участников образовательного процесса

Права и обязанности ребенка в доу

Участниками образовательного процесса в ДОУ являются воспитанники, их родители или иные законные представители, педагогические работники ДОУ

Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Уставом

Взаимоотношения ребёнка и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными способностями.

Воспитанники ДОУ имеют право на:

  • охрану жизни и здоровья;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия;
  • защиту их достоинства;
  • удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
  • удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития;
  • развитие творческих способностей и интересов;
  • предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.

Родители или иные законные представители имеют право:

  • выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
  • знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ;
  • защищать законные права и интересы ребёнка;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
  • принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой настоящим Уставом;
  • получать компенсацию части родительской платы, взимаемой за содержание (присмотр и уход за детьми) в ДОУ;
  • дать ребенку дошкольное образование в семье, на любом этапе обучения ребенка продолжить образование в ДОУ.

Родители или иные законные представители обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ, в части касающейся их прав и обязанностей;
  • нести ответственность за воспитание своих детей;
  • создавать необходимые условия для получения детьми дошкольного образования;
  • уважать права, честь и достоинство педагогических работников ДОУ, поддерживать их авторитет, воспитывать у своих детей уважительное отношение ко всем работникам ДОУ;
  • выполнять принятые на себя обязательства по условиям договора между ДОУ и родителями или иными законными представителями, в том числе своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в соответствии с договором между ДОУ и родителями или иными законными представителями детей.

Другие права и обязанности родителей или иных законных представителей детей ДОУ закрепляются в заключенном между ними и ДОУ договоре, условия которого не должны ограничивать права сторон, противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

 Педагогические работники ДОУ имеют право:

  • на участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом;
  • на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ;
  • методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями;
  • аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
  • продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству РФ;
  • повышение своей квалификации;
  • оплату труда в соответствии с квалификацией и объемом выполняемой работы;
  • на проведение дисциплинарного расследования нарушения педагогическим работником ДОУ норм профессионального поведения и (или) настоящего Устава только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме;
  • получение иных социальных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Педагогические работники ДОУ обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ;
  • соблюдать трудовые договоры, должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • охранять жизнь и здоровье детей;
  • защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
  • проходить обязательные периодические бесплатные медицинские осмотры, которые проводятся за счет средств Учредителя;
  • сотрудничать с семьями по вопросам воспитания  и обучения детей;
  • обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

Справочник ” Права и обязанности детей и родителей”

Памятка о правах и обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ

Источник: http://det-sad108.ru/prava-i-objazannosti-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.