Права и обязанности для детей

Права и обязанности детей: конституция РФ, Федеральный закон о правах ребенка

Права и обязанности для детей

Как и у любого гражданина нашей страны, у ребенка есть свои права. Но после наступления шестилетнего возраста он приобретает и определенные обязанности, прописанные в нормативных актах.

Согласно Семейному Кодексу РФ родители и общество должны соблюдать права и обязанности детей, и следить за тем, чтобы они не совершали правонарушений.

Кого можно считать ребенком

Согласно Конституции РФ ребенок – это человек, который не достиг возраста совершеннолетия. Другими словами, пока ему не исполнилось 18 лет.

На защиту его прав становится государство в виде местных самоуправляющих органов власти (например, администрация или суд города, поселка и т.д.), а также вышестоящих органов. Кроме того, ответственность за него несут родители или люди, которые их заменяют.

Кроме перечисленного, конституция рф о правах ребенка говорит, что детей защищают социальные, медицинские работники, учителя и психологи. В эту же категорию входят и другие специалисты, которые ответственны за охрану здоровья, образование, воспитание, соцобслуживание и соцзащиту.

Защиту прав детей и подростков согласно Конституции обеспечивают и общественные организации.

Права ребенка согласно конституции РФ

Уже начиная с того момента, как только малыш появился на свет, у него появляются права гражданина Российской Федерации.

В этом возрастном периоде он имеет право получить имя, получать воспитание в семье и проживать в ней же (если это представляется возможным). Он может жить совместно со своими родителями и знать, кто они (но только тогда, если нет никаких противоречий с интересами малыша).

У детей с рождения есть права на то, чтобы они получали воспитание и заботу от родителей или от тех людей, которые заменяют их.

Малыш имеет право в любой момент получить защиту человеческого достоинства, а также на то, чтобы быть развитым со всех сторон.

Иные права и обязанности ребенка и родителей должны касаться моментов, когда дети могут спокойно высказывать свое мнение согласно любых моментов, решающихся в кругу семьи. Но это условие должно соблюдаться, только если моменты затрагивают его личные интересы.

Дети вправе быть защищенными своими родителями, судом и иными органами осуществляющими полномочия власти. Кроме того, их интересы могут защищать люди, замещающие детям родителей или временно выполняющие их обязанности (к примеру, опекуны).

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки, если есть необходимость в том, чтобы такие государственные органы защищали их права.

Важно! Малыш вправе иметь гражданство РФ, если родители также являются гражданами этой страны. Он может обладать имуществом в своей собственности. Это касается имущества, появившегося в связи с вступлением в права наследования или дара, а также того, которое было куплено на средства малыша.

Права по возрасту

Что касается остальных прав, то они будут добавляться с каждого конкретного возраста.

С 6 лет

Малыш может участвовать в совершении мелких сделок, которые носят бытовой характер.

Согласно нормам права детей в конституции рф в этом же возрастном периоде и старше, дети уже могут участвовать в совершении сделок, где им разрешено распоряжаться средствами с согласия своих родителей.

Средства при этом могут быть даны как самими родителями малыша или лицами их заменяющими, так и другими людьми (тетями, дядями, дедушками и т.д.).

С 8 лет

Подросток может участвовать в различных организациях общественного характера. Начиная с этого возрастного периода его мнение должно обязательно учитываться во время решения абсолютно любых моментов, касающихся его семьи.

Помимо перечисленного, у детей с 8 лет появляются права на согласие или же, напротив, категорическое несогласие в случае смены своей фамилии или имени. Малыш также может быть участником восстановления в родительских правах своего родителя.

Дети начиная с восьмилетнего возраста и намного старше, могут давать согласие или, наоборот, не давать его для передачи их на удочерение или усыновление.

С 14 лет

Права ребенка конституция рф распространяет на получение паспорта, требования отмены усыновления и самостоятельного обращения в государственные инстанции с целью получить защиту.

Помимо перечисленного, дети могут соглашаться или не соглашаться на смену статуса своего гражданства и требовать у судебных инстанций установить отцовство.

Подросток, начиная с четырнадцатилетнего возраста уже может устраиваться на работу, но делать это он должен во время, не мешающее учебе (к примеру, на летних каникулах). Такое право наступает у любого человека в этом возрасте, но всего на 4 часа в сутки и превышать это время нельзя согласно трудовым нормам.

С 15 лет

Подросток может участвовать в заключении любых сделок. Проводить их можно с согласия лиц заменяющих родителей или их самих. Без их участия это делать запрещено, пока ему не будет 18 лет.

Подросток в этом возрастном периоде может самостоятельно распоряжаться абсолютно любыми своими доходами полученными от различных видов деятельности (включая и средства, полученные в дар), а также осуществлять вклад в любом банке и пользоваться им.

16 лет

Дети могут сами заявлять права на изобретения, литературные произведения и остальные продукты, созданные с помощью своей деятельности (авторское право).

Иные права и обязанности детей конституция рф связывает с участием в общественно значимых организациях, учебой вождению на мотоцикле и управлении велосипедным транспортом.

С 16 лет подросток имеет возможность работать на льготных условиях, которые записаны в Трудовом Кодексе РФ, но не больше 24 часов за всю неделю.

Важно! С 16 лет подросток вправе заключать брак, если на то есть уважительные причины. Для этого необходимо получить соответствующее разрешение органов местного самоуправления.

Что касается работы, то трудовую деятельность можно осуществлять не больше 36 часов за всю неделю. Подросток также вправе учиться вождению легковой машины или управлять мопедом на дорогах.

В таком возрасте, согласно права детей в конституции, можно являться членом кооператива. В 16 лет можно получить права 18-него гражданина и стать полностью дееспособным.

Какие бывают обязанности детей

В Конституции РФ прописаны не только права, но и обязанности детей. Так, например, начиная с шестилетнего возраста они должны получить основное образование по 9 класс включительно. При этом дети обязаны четко соблюдать дисциплину в учебном заведении и порядки, установленные там.

Обязанности детей по конституции рф в возрасте 8 лет и старше, связаны с соблюдением школьного устава, а также правил общественных организаций.

Начиная с 14 лет подросток должен выполнять все поручения, которые связаны с трудовыми обязанностями. В эту категорию входит соблюдение трудового законодательства и распорядка труда, если он работает.

Кроме того, обязанности ребенка по конституции рф в этом возрасте связаны с соблюдением правил, установленных различными организациями и соблюдением школьного устава.

Начиная с семнадцатилетнего возраста прибавляется обязанность встать в военкомате на учет как военнообязанный (если подросток мужского пола). У женского пола таких обязанностей нет.

Момент наступления ответственности

Помимо обязанностей и прав, в Конституции РФ прописаны нормы, с какого именно момента наступает ответственность детей.

С 6 лет малыша могут направить в специально созданные учебные учреждения, имеющие воспитательный уклон, если он бродяжничал, совершал действия, опасные для общества, употреблял алкогольсодержащие напитки или уклонялся от учебы. Родителей в этом случае в основном лишают прав.

С 11 лет у малыша наступает ответственность, если он постоянно нарушал правила поведения в обществе, а, кроме того, он был участником опасных деяний.

В этой ситуации его вправе отправить в специнтернат или иное учреждение, в котором перевоспитывают детей (федеральный закон о правах ребенка).

С 14 лет возникает ответственность за различные нарушения норм, принятых в школе или за совершение правонарушений. В этом случае подростка имеют право исключить из школы.

Также дети ответственны за заключенные ими сделки, нарушение дисциплины трудового характера и должны возмещать причиненный ими вред.

В возрасте 14 лет подростки уже несут уголовную ответственность за различные преступления. Например, за вандализм, убийство, грабеж, причинение вреда здоровью (средней тяжести и тяжкого), приведение в неисправный вид путей сообщения или автомобилей, изнасилование, вымогательство и другие.

С 16 лет дети должны отвечать за совершение всех разновидностей преступных деяний, а, кроме того, за нарушения административного характера, в том порядке, который был установлен нормами права детей по конституции рф и законодательства РФ.

Начиная с восемнадцатилетнего возраста у человека появляется полная дееспособность. Это означает, что он целиком будет нести ответственность за все совершенные действия.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/detej-po-konstitucii.html

Права и обязанности ребенка

Права и обязанности для детей

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Ребенок, не достигший совершеннолетия, должен получить основное общее образование и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

В семье дети должны не только почитать старших, но и заботиться о родителях или опекунах.

Несовершеннолетние лица мужского пола несут воинскую повинность в форме учета и военной подготовки.

С позиции уголовного права при нарушении закона ребёнок быть может привлечён к ответственности за некие правонарушения с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за такие правонарушения, как грабеж, разбой, предумышленное убийство, изнасилование, угон автотранспортных средств, захват заложников, вымогательство и другие.

Административная ответственность может наступить для несовершеннолетних с 16-летнего возраста за следующие противоправные деяния: жестокое обращение с животными, повреждение средств передвижения общего пользования, распитие алкогольных напитков, приставание к прохожим, мелкое хулиганство, несоблюдение инструкций дорожного передвижения и другие.

Документы о правах и обязанностях ребенка

Исторической вехой, оказавшей влияние на развитие законодательства о правах детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Она конкретно определила стратегическое направление – «человечество обязано дать ребенку все лучшее, что у него есть».

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите.

Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка.

Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась ко всем членам сообщества с призывом сформировать совместно глобальное движение «Мир, подходящий для жизни детей», целью которого будет, прежде всего, обеспечение детской безопасности и благосостояния.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/prava_i_obyazannosti_rebenka/

Памятка о правах и обязанностях детей

Права и обязанности для детей

«Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе».

ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!

Ваш правовой статус, права, обязанности и ответственность
от рождения до достижения совершеннолетия

Правовой статусэто Ваше положение в мире права. По мере взросления Вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а, значит, приобретаете   новые   права,   обязанности, ответственность меняется и Ваш статус.

РЕБЁНКОМ ПРИЗНАЁТСЯ ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОЗРАСТА ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ (СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ)

с рождения ребёнок имеет права:

  1. на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

  2. на гражданство (ст 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

  3. жить и воспитываться в семье ( ст. 54 СК РФ);

  4. на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ);

  5. на защиту (ст. 56 СК РФ);

  6. получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:
–  перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

с 6 лет добавляются:

Права:
–  совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной
регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или

другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ)

Обязанности:–  слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;-  получить основное общее образование (9 классов);

– соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:
–  перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями, учителями, администрацией учебного заведения;
–  перед своей совестью.

с 8 лет добавляются:

Права:
– на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:
–  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:
–  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

с 10 лет добавляются:

Права:
–  на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

– быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

– давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

с 11 лет добавляются:

Ответственность:
– помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи. (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

с 14 лет добавляются:

Права:

  1. получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

  2. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

  3. требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

  1. давать согласие на изменение своего гражданства(глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;

  2. требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

  3. работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

  4. заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих – самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; – самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; -вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

  5. участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

  1. выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

  2. соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

  1. исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

  2. самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

  3. возмещение причиненного вреда;

  4. ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

  5. уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст 20 УК РФ).

с 15 лет добавляются:

Права:
работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ).

с 16 лет добавляются:

Права:

  1. вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления ( в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

  2. работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

  3. быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

  4. правлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

  5. быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

  1. ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

  2. ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

с 17 лет добавляются:

Обязанность:
– встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Источник: https://infourok.ru/pamyatka-o-pravah-i-obyazannostyah-detej-4341162.html

Права и обязанности ребенка в России

Права и обязанности для детей
Определение 1

Ребенком называют человека, который не достиг восемнадцати лет или совершеннолетия.

Права и обязанности ребенка в РФ появляются у человека с самого его рождения. Если говорить про реализацию этих прав или дееспособность, то такие способности появляются у человека только в восемнадцати лет. Иногда устанавливаются другие возрастные пределы, если этого позволяет закон.

Замечание 1

Полагаясь на внутреннее и международное законодательство и декларацию о правах ребенка, каждый несовершеннолетний человек обладает такими правами и свободами:

  • Право иметь имя и фамилию, гражданство и их изменение.
  • Право на общение с родственниками и семьей.
  • Получение содержания от родителей: алиментов, пенсии, пособия.
  • Права ребенка на защиту личных интересов.
  • Защита от наркотиков и торговли такими веществами.
  • Защита от экономической эксплуатации.
  • Возможность свободно высказывать свои взгляды, при том учитывается возраст и зрелость.
  • Возможность участия в молодежных и детских организациях для общественного и личного развития в социальной сфере.
  • Доступ к нужной информации и материалам.
  • Право на свободу совести и веры.
  • Возможность получения образования.
  • Право проживать в помещении с нужными условиями.
  • Право на имущество, которое было с рождения или на наследство.

Обязанности ребенка

Права и свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. По этой причине, ребёнок имеет не только права и свободы, но и некие обязанности.

Как и остальные люди, ребенок должен уважать и принимать права и личные интересы других людей. Должен уважать культуру и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Важно, чтобы ребенок знал и соблюдал законы страны, в которой проживает, аккуратно относился к окружающей среде и к разным видам собственности.

Если человек не придерживается законов своей страны, то он попадает под юридическую ответственность. Несовершеннолетний человек должен получить необходимое образование и начинать готовиться к самостоятельному труду. У каждого ребёнка должна быть семья, которую он должен уважать и заботиться.

Дети мужского пола несут воинскую повинность в виде учёта и военной подготовки. Если ребенок нарушает закон, то, учитывая уголовное право, может привлекаться к ответственности за разные правонарушения с 14 лет. К административной ответственности может привлекаться с 16 лет.

Опиши задание

Рассматривая статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ребенок в 14-летнем возрасте может привлекаться к уголовной ответственности за такие правонарушения:

  • Грабеж.
  • Разбой.
  • Предумышленное убийство.
  • Изнасилование.
  • Угон транспорта.
  • Захват заложников.
  • Вымогательство и прочее.

Административная ответственность наступает с 16-ти лет за такие правонарушения:

  • Неправильное обращение с животными.
  • Повреждение общих транспортных средств.
  • Принятие алкоголя.
  • Приставание к другим людям, прохожим.
  • Мелкое хулиганство.
  • Несоблюдение правил дорожного передвижения и прочее.

Документы, доказывающие права и обязанности детей

Большое влияние на развитие законодательства о правах ребенка оказала Женевская декларация прав детей. Она была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Главный вклад данной декларации – определение стратегического направления о том, что ребёнок должен получать самое лучшее, что есть у человечества.

Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году и считалась первым международным документом по правам человека. В ней говорится, что каждый ребёнок имеет право заботу и защиту своих прав, на что не влияет пол, родной язык, происхождение, национальность, вера и другие факторы.

В 1959 году отдельная Декларация прав ребенка утвердила, что каждый ребенок нуждается в особой правовой защите, и что власть и общественные организации должны соблюдать права ребенка и осуществлять меры по их защите.

В 1979 году была принята Конвенция о правах ребенка организацией Объединенных Наций. Она включала социально-правовые основы.

Из них главными являются такие: ребенок – это самостоятельная и полноправная личность, а также были обоснованы ценности интересов ребенка перед нуждами страны, отечества, семьи и религии.

В названных бумагах четко просматриваются главные права детей на имя и фамилию, гражданство, образование, отдых, материальную независимость и т.д. Важное место занимает проблема поддержки и охраны прав детей, защиты ребенка от жестокого обращения и эксплуатации.

В 1990 году в Нью-Йорке выдана всемирная Декларация о обеспечении выживания, защиты и развития ребенка. Государства, которые принимали в ней участие, объявили, что готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение и жизнедеятельность детей.

Дополнением к Конвенции о правах детей стала Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка, принятая 25 января 1996 года в масштабах Совета Европы.

Она обозначила меры, которые призваны для соблюдения прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

К Конвенции о правах ребенка было принято два факультативных протокола Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года:

  • Документ про торговлю детьми и детскую проституцию.
  • Документ про участие детей в вооруженных конфликтах.

При стихийных бедствиях, геноциде, вооружённых конфликтах, участвующие страны пообещали приложить все усилия, чтобы дети получили необходимую поддержку, охрану и защиту для быстрого возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года было выдвинуто предложения создания глобального движения «Мир, подходящий для жизни детей». Предложение поступило от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Цель данного движения – обеспечить детям полную безопасность и благосостояние.

На сегодня детские права оберегаются такими лицами:

  • Органы государственной власти.
  • Родители или опекуны.
  • Педагогические, медицинские или социальные работники.
  • Общественные организации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/prava-i-objazannosti-rebenka/

Ребенок и его права

Права и обязанности для детей

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие – это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия “ребенок” и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).

Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Источник: https://xn--n1aiccj.xn--b1aew.xn--p1ai/pravo_str/item/3517969

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.