Права и обязанности человека и ребенка

Содержание

Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности человека и ребенка

С момента появления на свет ребенок наделен неотъемлемыми правами человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на медицинскую помощь, право на социальную защиту и т.д.

Понятие ребенка закреплено в ст.1 Конвенции ООН «О правах ребенка» и п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Данное понятие гласит, что «ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет».

Помимо Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г.

и иных международных нормативно-правовых документов, Семейного кодекса личные имущественные и неимущественные права несовершеннолетних детей регулируются Гражданским кодексом, федеральным законодательством (в частности, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Права ребенка

Всю совокупность прав ребенка можно разделить на две больших категории:

  • неимущественные права,
  • имущественные права.

Так, к личным неимущественным правам ребенка относятся:

  • право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями иными родственниками;
  • право на защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право носить имя, отчество и фамилию;
  • иные права.

Однако ряд прав имеет некоторые исключения.

Право на защиту своих прав и законных интересов

Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов изложено в ст. 56 Семейного кодекса РФ. Согласно данной статье защиту прав ребенка осуществляют:

  • родители или иные законные представители;
  • органы опеки и попечительства;
  • суд;
  • прокурор;
  • иные государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своих компетенций;
  • должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов в части уведомления об этом органов опеки и попечительства;
  • сам ребенок, который вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав, например, в случаях злоупотребления родителями своими правами либо неисполнения ими своих обязанностей.

Конвенции ООН «О правах человека» предусматривает необходимость защиты прав ребенка в следующих случаях:

  • посягательства или незаконного вмешательства в осуществление права ребенка на личную жизнь или посягательства на его честь и достоинство;
  • физического или психического насилия;
  • экономической эксплуатации или иных формах выполнения работ, которые могут причинить физический вред ребенку;
  • незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • всех форм сексуальной эксплуатации, сексуального насилия и/или совращения;
  • бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
  • иных форм эксплуатации.

К сожалению, не во всех странах защищаются права ребенка в упомянутых случаях.

Учет мнения ребенка и его согласия

Ст. 57 Семейного кодекса РФ закрепляет право ребенка на выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Особое значение мнение ребенка приобретает по достижению им десятилетнего возраста. Оно является обязательным в следующих случаях:

  • при разрешении судом спора о том, с кем будет проживать ребенок при раздельном проживании родителей;
  • при разрешении судом спора по иску родителей о возврате им детей (в случае, если кто-либо незаконно удерживает этих детей у себя);
  • при разрешении судом спора по иску родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
  • при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве;
  • при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования, выбора образовательного учреждения, формы обучения.

Следует акцентировать внимание на понятиях учета мнения ребенка  и согласия ребенка. В первом случае мнение ребенка будет принято во внимание, но окончательное решение может отличаться от мнения ребенка.

Во втором — решение может быть принято только с согласия ребенка. В связи с этим имеется ряд вопросов, которые требуют обязательного согласия ребенка, а именно:

  • при изменении ребенку имени, фамилии, отчества, в том числе при усыновлении, отмене усыновления;
  • при восстановлении родителей в родительских правах;
  • при усыновлении ребенка;
  • при записи в книге актов гражданского состояния усыновителей в качестве родителей ребенка, за исключением случаев, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем;
  • при назначении ребенку опекуна.

Учет мнения и согласие ребенка должны реализовываться с учетом возраста.

Право на имя, отчество и фамилию

Право ребенка на имя, отчество и фамилию закреплено в ст. 58,59 Семейного кодекса, а также в ст. 18,58 ФЗ “Об актах гражданского состояния”. Имя ребенку дается по соглашению между родителями. Отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законодательно или не основано на национальных обычаях.

Возможны ситуации, когда отчество ребенку не присваивается. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то по их соглашению ребенку присваивается или фамилия матери, или фамилия отца, или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий родителей.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то в свидетельстве о рождении ребенка и в книге записи актов гражданского состояния фамилия указывается по фамилии матери, имя — по ее указанию, а отчество — по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца. В том случае, если по желанию матери отец не записывается, отчество ребенка присваивается по указанию матери.

Сведения о фамилии, об имени и отчестве найденного (подкинутого) ребенка вносятся в запись акта о его рождении по указанию органа внутренних дел, органа опеки и попечительства, медицинской организации, воспитательной организации или организации социальной защиты населения.

Имущественные права

Имущественные права ребенка регулируются гражданским законодательством. Это вопросы совершения сделок малолетними, несовершеннолетними детьми, особенности договорных правоотношений с несовершеннолетними, нюансы сделок с недвижимостью, в которой проживают малолетние/несовершеннолетние дети, вопросы наследования и прочие.

Отчасти имущественные отношения ребенка регулируют жилищное законодательство, а также законодательство в области социального обеспечения. Семейный кодекс отчасти определяет имущественные права ребенка в рамках вещных отношений между детьми и родителями, а также обязательственных правоотношений (алименты).

Права и обязанности ребенка возникают в отношениях между ребенком и его родителями (одним из родителей). В случае обнаружения найденного или подкинутого ребенка такого рода отношения не возникают, за исключением случаев объявления матери и отца, или одного из них.

До возникновения совершеннолетия ребенок имеет только права. После достижения им восемнадцатилетнего возраста у него возникают обязанности в отношении родителей, в том числе обязанность по содержанию нетрудоспособных родителей.

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права и неразрывно с ними связанные обязанности. Иными словами возникают родительские правоотношения, т. е. отношения между родителями и их несовершеннолетними детьми.

Данную область правоотношений определяют те же нормативно-правовые акты, что и права ребенка, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Исключения

При усыновлении или при рождении ребенка в результате применения методов искусственного оплодотворения, в том числе при рождении ребенка суррогатной матерью исключается право ребенка знать своих родителей.

Однако, если ребенок был найден, подкинут, то в случае добровольного установления отцовства лицом, не являющимся его биологическим отцом, и в ряде других случаев ребенок вправе знать своих биологических родителей.

Право на совместное проживание с родителями также имеет ряд отступлений, а именно: при непосредственной угрозе физическому и психическому состоянию ребенку при его оставлении с родителями.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками закреплено в ст. 55 Семейного кодекса РФ. Сущность данного права заключается в общении ребенка с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

При этом реализация данного права заключается не только в непосредственном физическом контакте, но и телефону, электронной почте, online.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей в разных городах, государствах, заключение под стражу не являются исключающими обстоятельствами и не влияют на реализацию права общения ребенка с родителями или другими родственниками. Кроме случаев, когда контакт с родителями или родственниками несет угрозе для жизни и здоровья ребенка.

Права и обязанности родителей

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов

Стоимость и сроки

Основным критерием существования родительских прав и обязанностей является обеспечение интересов детей, т.е. родители не имеют право причинять вред ребенку, выбирать такие способы его воспитания, которые исключают пренебрежительное, жестокое, грубое отношение к нему.

В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входят следующие права:

  • на воспитание ребенка;
  • на образование ребенка;
  • на представление интересов ребенка;
  • на защиту прав ребенка;
  • требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его на незаконном основании.

Далее более подробно о каждом из перечисленных прав.

Право родителей на воспитание ребенка

Право родителей на воспитание ребенка регламентировано п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ. Оно сочетает в себе не только право, но и обязанность родителей заботиться о всестороннем развитии ребенка, его безопасности.

Родительское воспитание не должно причинять ребенку физический, психический, нравственный вред. Если ребенок был передан другим родственникам или в общеобразовательное, воспитательное учреждение, это не лишает родителей права и не снимает с них обязанности по воспитанию ребенка.

Право на образование ребенка

Право на образование ребенка предусмотрено п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители обязаны дать ребенку начальное школьное образование.

Не менее важное право и обязанность родителей — представление интересов ребенка. Родители — это законные представители своего ребенка и именно они являются защитниками прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных на то полномочий.

Право на защиту ребенка

Право на защиту ребенка регламентируется как семейным, так и гражданским законодательством. Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений.

Родители обязаны защищать не только те права детей, которые предусмотрены семейным законодательством, но и гражданские, административные и другие права. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и интересами детей имеются противоречия.

В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Им может быть как родственник ребенка, так и работник органа опеки и попечительства.

Право требовать возврата ребенка

Право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его на незаконном основании, предусмотрено абз. 1 п. 1 ст. 68 Семейного кодекса РФ. Данной нормой предусмотрена защита родительских прав в тех случаях, когда ребенок удерживается иными лицами (в том числе и родственниками) без согласия на то родителей или вопреки мнению ребенка при отсутствии законного основания.

Данное право связано с защитой права родителей на воспитание, образование ребенка, общение с ним, получения информации о ребенке.

Вывод

Рождение ребенка — одно из главнейших событий в жизни мужчины и женщины. Появление младенца на свет является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Родительские права должны осуществляться обоими родителями и не должны противоречить интересам детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/prava-i-obyazannosti-roditelej-i-detej/

Права и обязанности ребенка в семье

Права и обязанности человека и ребенка

Н.И. КОЗЛОВ, психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся – и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка.

Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги.

Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки.

У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут.

Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» – Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» – Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать – работать ему или нет. «Это моя жизнь!» – Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности.

Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может ать.

То есть он конечно может ать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез ать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться.

А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу.

С другой стороны, у него появятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав – он может уже гулять один.

Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только ать, но и выносить предложения на ания: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить.

А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное – он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

—-

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» – и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы – конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом. Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали. Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило – кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась. Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/596503541410c35da0a45666/prava-i-obiazannosti-rebenka-v-seme-5b1a33779f4347cb00b94c08

Права и обязанности детей: краткий список по семейному кодексу и законодательству РФ, несовершеннолетние в семье и в школе

Права и обязанности человека и ребенка

У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.

Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся.

Права и обязанности детей закреплены законодательно и исполнять их должны все несовершеннолетние.

Когда у ребенка появляются права

По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет.

С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается.

При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:

  • Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом;
  • Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
  • Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
  • Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
  • Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
  • закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • закон 273-ФЗ «Об образовании»;
  • другие нормативные документы.

Права и обязанности несовершеннолетних детей

У каждого ребенка есть права, нарушать которые не вправе ни один человек, в том числе и его родители. Они не зависят от того, живет ребенок в родной семье или в приемной. Они изложены в главе 11 СК РФ.

Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:

  • жизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
  • получение российского гражданства;
  • получение имени, фамилии и отчества;
  • общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
  • проживание и получение воспитания в семье;
  • исповедование той веры, которую он выберет;
  • свободное высказывание своего мнения;
  • свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
  • защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
  • помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
  • обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
  • получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
  • отдых и досуг в соответствии с возрастом;
  • получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
  • охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
  • неразглашение информации, которая является тайной;
  • неприкосновенность личных вещей;
  • получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.

Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.

У детей есть и обязанности согласно закону:

  • по достижении 14 лет получить паспорт;
  • с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • соблюдать требования законодательства.

В семье

требования, которые предъявляются к несовершеннолетнему в стенах родного дома, зависят от его родителей. они устанавливают правила совместного проживания, когда каждый член семьи приносит свою пользу. главное, чтобы эти установки не нарушали права ребенка, закрепленные в законе.

долг каждого ребенка по отношению к своим родителям:

  • уважительно и заботливо относиться, дорожить их мнением;
  • поддерживать порядок и чистоту в своей комнате, соблюдать гигиену жилища;
  • помогать вести домашнее хозяйства, по необходимости выполнять бытовые поручения.

родители в свою очередь должны:

  • ценить и уважать достоинство своего ребенка;
  • дать все необходимое для нормального роста и развития – тепло и любовь, одежду и вещи, полноценное питание;
  • разрешать видеться с кровным родителем, который не проживает с ним, если тот не лишен родительских прав, а также с родственниками с его стороны;
  • организовать обучение в школе, дополнительные занятия в свободное время;
  • представлять интересы несовершеннолетнего в любых инстанциях;
  • проводить регулярно медицинские обследования и вовремя водить к врачу.

конечно, это не полный, краткий перечень прав и обязанностей ребенка, которые он имеет дома. так, после достижения совершеннолетия дети обязаны содержать своих престарелых родителей, когда они становятся нетрудоспособны.

в школе

детям определен срок обучения в школе – с 6 до 17 лет. организация поступления в школу, обеспечение всем необходимым и помощь в занятиях ложатся на плечи родителей. при обучении школьник должен придерживаться тех правил, которые установлены в уставе общеобразовательного учреждения.

обычно от ученика требуют:

  • уважать старших, здороваться при встрече;
  • ходить на все уроки, не прогуливать;
  • выполнять все положенные задания;
  • на уроке соблюдать тишину, не заниматься посторонними делами;
  • отвечать на вопрос по требованию учителя;
  • приходить в школу в надлежащем виде, ухоженным и аккуратным;
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества, не курить;
  • беречь школьное имущество;
  • не причинять вред своему или чужому здоровью.

какие именно требования предусмотрены в школе, несовершеннолетнему должны разъяснить его родители, педагоги и другие сотрудники образовательной организации. в случае невыполнения требований на рассмотрение администрации школы может быть вынесен вопрос об исключении учащегося.

безусловно, ребенок обладает правами и в стенах школы:

  • не подвергаться опасности во время пребывания в учебном заведении;
  • заниматься в помещениях, соответствующим всем принятым нормативам по освещенности, температуре, чистоте и пр.;
  • иметь время на отдых между занятиями и специально отведенное время для приема пищи;
  • знать свои оценки и получать необходимую информацию по всем предметам от педагогов;
  • получать объективную оценку своих знаний;
  • пользоваться уважением к себе со стороны сверстников и педагогов;
  • пользоваться консультацией штатного психолога по необходимости;
  • посещать свободно школьные мероприятия и библиотеку.

защита прав ребенка и последствия их нарушения

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего?

Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Все эти ситуации влекут за собой правовые последствия. Некоторые особо тяжкие случаи приводят к уголовной ответственности и лишению прав на ребенка.

Сюда относятся:

  • нанесение физических повреждений, избиения;
  • нарушение половой неприкосновенности;
  • отсутствие продуктов питания для ребенка;
  • принуждение к распитию алкоголя и употреблению токсических веществ;
  • вовлечение в преступную деятельность.

Другие, менее серьезные нарушения приводят к административным мерам (штраф):

  • уклонение родителями от выплаты средств на содержание своих детей;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, больницы, садика или другого учреждения, куда тот был помещен;
  • ненадлежащее исполнение родителями своих законных обязанностей.

В отдельных случаях уклонение от уплаты алиментов может подвести нерадивого родителя под уголовную статью. Достаточно ли штрафа, или для исправления алиментщика необходимо ограничение свободы, решает суд.

Суд может постановить временно ограничить родителей в правах на детей. В этом случае дается полгода на исправление недочетов, которые выявила проверка органами опеки и попечительства при выезде на место проживания семьи. О лишении родительских прав говорится в ст. 69–74 СК РФ.

Часто дети боятся кому-то рассказать о тяжелой ситуации дома или в школе. На уроках и классных часах школьникам рассказывают, куда можно обратиться при нарушении их прав родителями или другими людьми.

Все граждане нашей страны, в особенности некоторые категории работников – медики, учителя и пр., – должны сообщать в компетентные органы о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних. Заметив, что ваши соседи или знакомые жестоко обращаются с собственными детьми, поставьте в известность об этом соответствующие государственные структуры, которые возьмут на себя защиту прав ребенка.

Куда можно обратиться самому ребенку, когда он попал в сложную жизненную ситуацию, или лицам, обнаружившим ущемление его законных интересов:

  • в органы опеки и попечительства своего района;
  • к социальному педагогу или школьному психологу;
  • в полицию, к своему участковому;
  • в органы прокуратуры;
  • к уполномоченному по правам ребенка вашего региона;
  • по специальному телефону доверия.

Когда ребенку или его имуществу причинен вред, родители вправе обратиться в суд для взыскания морального и материального ущерба. Причин для этого может быть много: унижение достоинства, клевета, распространение тайны личной жизни, порча или кража имущества и пр.

Ответственность детей за невыполнение обязанностей

Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

  • хулиганство;
  • распитие алкоголя;
  • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;

с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;

с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);

с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

Источник: https://vseposobia.ru/prava-i-obyazannosti-detej

Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы

Права и обязанности человека и ребенка

Любой гражданин РФ обладает рядом правовых аспектов. Касается это малолетних жителей страны. Так же как и взрослые граждане, они имеют право на имущество, свободу слова, гражданство, образование и так далее. Рассмотрим права и обязанности детей, прописанных в Законе РФ об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Права несовершеннолетних детей

Дети психологически и физически незрелы, но права ребенка не отличаются от прав человека взрослого. Они дают возможность малолетнему гражданину вырасти гармоничной личностью.

Гражданские права ребенка

Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:

  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.

Политические права

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.

Экономические права

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

Социальные права

задача государства и взрослых – сделать так, что бы подростки были образованными, всесторонне развитыми и здоровыми. Поэтому соблюдение следующих социальных интересов обязательно:

  1. Малолетние граждане должны получать образование. Поэтому по достижению определенного возраста они определяются в детский сад, школу, или законные представители обеспечивают обучение на дому.
  2. Каждый несовершеннолетний может заниматься в кружках и секциях дополнительно образования.

Права ребенка в семье

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Права ребенка в школе и детском саду

Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.

Так в детском саду должны обеспечить:

  1. Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
  2. При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
  3. При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.

В школе необходимо:

  1. Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
  2. Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
  3. Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
  4. В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
  5. В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.

Права детей-инвалидов

Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:

  1. Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
  2. Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.

Права детей-сирот

Дети без родителей так же защищены законодательно. К специфическим правам ребенка относится:

  1. Они могут быть взяты под опеку или усыновлены.
  2. Несовершеннолетнему предоставляется место в учреждениях социального направления, обеспечивающего уход и обучение.

Защита прав ребенка

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

Документы о правах ребенка


Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.

Общественные организации по защите прав детей

Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов.

Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен.

Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вам также может понравиться

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/prava-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.