Права и обязанности безработного в рф

Кто может получить статус безработного. Права и обязанности данной категории граждан

Права и обязанности безработного в рф

В последнее время, на территории РФ появилась неприятная тенденция. Она заключается в сокращении численности сотрудников на многих предприятиях.

По этой причине, многих интересует один вопрос – кто может стать на учет в центр занятости?

Какие гарантии предоставляет центр занятости? Какими законами регулируется вопрос о статусе безработного?

Рассмотрим эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование

Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:

  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).

Пособие

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

  • полученная специальность будет востребованная, поэтому трудоустройство гарантировано;
  • бесплатное обучение – за все платит государство;
  • возможность обрести новую профессию;
  • возможность получить стипендию при успешности в обучении.

Но при этом не стоит думать, что специальность получается за просто так. По полученной профессии сотрудники центра занятости выдают безработному направление на трудоустройство. Отказаться от этого невозможно.

Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу

Граждане, которые стоят на учете в центре занятости населения имеют полное право при выдаче направления на работу от сотрудников центра пройти бесплатный медосмотр в одной из государственных клиник, которая расположена по месту его проживания.

Этот вопрос регулируется законодательством РФ.

Поиск подходящей работы

Центр занятости обязан в случае появления свободной вакансии по специальности безработного уведомлять об этом соответствующее лицо и при его желании предоставлять направление на предварительное собеседование.

В том случае, если безработный отказывает от предоставленной ему вакансии, об этом делается соответствующая запись, и при повторном отказе будет подписан соответствующий приказ о снятии его с учета.

Другая помощь

Сотрудники центра занятости населения обязаны:

  • проводить различные мероприятия, которые способствуют скорейшему трудоустройству безработными;
  • консультировать их по различным вопросам в области поиска работы;
  • выдавать справки, которые подтверждают статус безработного для получения различных льгот в другой социальной сфере.

Обязанности безработного гражданина

Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:

  • приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
  • в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
  • совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
  • посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
  • в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
  • проходить собеседования по направлению от центра занятости.

В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.

О помощи безработным гражданам от государства рассказано в следующем видеоматериале:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/fss/bezrabotnym/pravovoj-status.html

Правовой статус безработного — права и обязанности безработного

Права и обязанности безработного в рф

Для начала необходимо установить, кто и при каких условиях может достичь статуса безработного гражданина. Безработными признаются люди, которые являются трудоспособными, но в силу обстоятельств не имеют место работы.

И соответственно не получают денежные средства за трудовую деятельность. Следует отметить, что иные виды доходов, как пособия различного рода или социальные выплаты в расчет в качестве заработка не берутся.

Все аспекты описаны в законе «О занятости населения РФ».

Скачать закон «О занятости населения РФ» можно здесь.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Если спустя 10 дней с момента предоставления нужных документов в органы занятости открытой вакансии от работодателей нет, то человек приобретает соответствующий статус.

Обязанности и права безработного по закону в 2018 году

Безработные граждане имеют ряд прав, которые обеспечиваются сотрудниками центр службы занятости:

  • прохождение тестирования на профориентацию;
  • переподготовка для другой специальности;
  • повышение уже имеющейся квалификации;
  • отсутствие предложений о работе, предполагает выплаты пособия по безработице;
  • компенсация, если для получения должности необходимо сменить место проживания;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а также оформление медицинской книжки при трудоустройстве.

Органы службы трудоустройства могут предложить срочный трудовой договор, например, общественные работы.

Перечень прав безработного гражданина не ограничивается вышеперечисленными, однако отсюда вытекает и ряд обязанностей, за невыполнение которых следуют санкции.

Человеку, который числится на бирже труда, необходимо посещать соответствующие заведения для ознакомления с предложениями о работе или для прохождения специальных профессиональных курсов. Главные условия являться точно в установленные сроки, нельзя приходить в состоянии опьянения.

Права безработного в центре занятости

Учёт на бирже труда предоставляет некоторый ряд прав.

Помимо того, что граждане получают перечень предложений об открытой рабочей вакансии, они также имеют право пройти курсы профессиональной переподготовки, а в случае надобности работать в другом городе, получить выплаты по компенсации. Также есть возможность заключить срочный договор. Если предложений о работе не поступает, то оформляется пособие по безработице.

Права и социальные гарантии безработных граждан

Права, гарантии и обязанности безработной части населения определяются настоящим законодательством «О занятости населения в РФ». Обеспечение прав людей, которые обращаются за помощью, является прямой обязанностью органов центра занятости населения. Среди социальных гарантий можно отметить:

  • возможность получения дополнительных выплат, величина которых первый год зависит от средней зарплаты за последние три месяца;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а при трудоустройстве, получение медицинской книжки за счёт государства.

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Статус безработного и его право на пособие

Граждане, обратившиеся в центр трудоустройства, обладают возможностью получать социальные выплаты по безработице. Сюда относятся лица, которые впервые ищут место работы или уже имеют трудовой опыт.

Выплаты пособия будут варьироваться в зависимости от заработка за последние 3 месяца и будут составлять определённый процент от средней величины зарплаты:

  • 1-3 месяцы 75%
  • 4-7 месяцы 60%
  • 7-12 месяцы 45%.

Далее величина выплат достигнет установленного законом минимума (в России в 2018 году это 850 рублей).

Основания для прекращения получения пособия:

  • непосредственно трудоустройство;
  • смена места жительства;
  • прохождение профессиональной переподготовки;
  • не выполнение обязанностей;
  • достижение путём обмана статуса «безработный».

Преимущества работающих пенсионеров перед неработающими

У пенсионеров, продолжающих свою профессиональную деятельность, есть ряд преимуществ перед неработающими в области получения дополнительных доходов (к пенсии), а также и на самом рабочем месте:

  • работодатель может предоставить пенсионеру дополнительный двухнедельный отпуск за счёт сотрудника;
  • бесплатно пройти курсы повышения профессиональной квалификации в любом отделении города.

На какие выплаты имеет право безработная беременная

Будущие мамы интересуются, могут ли они получать дополнительные выплаты в период беременности, если иной заработок отсутствует. Для начала нужно определить, в каком случае женщина будучи беременной получает соответствующие её положению пособия:

  • при увольнении до или во время беременности женщина однозначно получает пособие по беременности и родам;
  • увольнение по причине ликвидации организации;
  • студентка очной формы обучения, получающая выплаты в форме стипендии.

В случае самостоятельного расторжения договора с работодателем, можно зарегистрироваться в органах центра занятости и до наступления декретного отпуска получать выплаты по безработице, размер которых числится от 580 до 4900 рублей.

Следует знать, что в период декретного отпуска выплаты пособия приостанавливаются, поэтому необходимо предоставить лист нетрудоспособности (30 недель) на биржу труда.

В указанное время специалистом не назначаются встречи по поводу открытых вакансий или предложений о прохождении курсов для повышения или приобретения квалификации.

Пособие вновь начинает выплачиваться лишь после окончания отпуска и заявления женщины о желании приступить к работе.

Бесплатная консультация юриста по телефону: (8 3,63 из 5)
Загрузка…

Источник: https://russiansu.ru/birzha-truda/pravovoj-status-bezrabotnogo-prava-i-obyazannosti-bezrabotnogo.html

Понятие безработного

Права и обязанности безработного в рф

Понятие безработного. Порядок и условия признания граждан безработными. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы (правовые критерии).

На основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, добавлен ещё один критерий признания гражданина безработным, помимо перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст.

9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст.

12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного в некоторых случаях должна определяться органами службы занятости с учетом проезда общественного транспорта в соответствующей местности (п. 2 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Подходящей работой согласно действующему законодательству считается оплачиваемая работа, которая может быть временной или носить общественный характер, работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, работа, отвечающая требованиям трудового законодательства. Такая работа считается подходящей именно для граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более восемнадцати месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Не может считаться подходящей работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Источник: https://juristic.pro/trudovoe-pravo/ponyatie-bezrabotnogo-poryadok-i-usloviya-priznaniya-grazhdan-bezrabotnymi-pravovoj-status-bezrabotnogo-ponyatie-podxodyashhej-raboty-pravovye-kriterii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.