Пояснения к акту налоговой проверки образец

Примеры ответов, пояснений, возражений налоговым органам, ПФР и ФСС (подготовлено экспертами компании

Пояснения к акту налоговой проверки образец

3. Примеры документов, которые могут потребоваться при прохождении мероприятий налогового контроля

3.1. При проведении выездной налоговой проверки:

– заявление об отсутствии возможности у налогоплательщика предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки;

– заявление о предоставлении копии решения о проведении выездной налоговой проверки

3.2. При проведении экспертизы:

– ходатайство о назначении эксперта из числа указанных лиц при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

– заявление об отводе эксперта при назначении и производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

– заявление о представлении эксперту дополнительных вопросов при производстве экспертизы в рамках мероприятий налогового контроля;

– ходатайство об отводе эксперта и назначении другого эксперта;

– ходатайство о присутствии при проведении экспертизы

3.3. При подготовке письменных возражений и рассмотрении материалов налоговой проверки:

– заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;

– извещение участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки;

– возражение по акту налоговой проверки;

– возражение по акту камеральной налоговой проверки;

– возражение на акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

– возражение по акту выездной налоговой проверки (в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога);

– возражение на акт выездной налоговой проверки (по налогу на прибыль организаций и НДС);

– примерная форма письменных возражений по акту налоговой проверки;

– примерная форма возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;

– примерная форма письменных возражений по акту об обнаружении налоговых правонарушений;

– ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций;

– ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций (страховые взносы)

3.4. В случае принятия налоговым органом обеспечительных мер:

– заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на поручительство третьего лица;

– заявление в налоговый орган о замене обеспечительных мер на залог ценных бумаг, иного имущества

4. Примеры документов, которые могут потребоваться при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов

4.1. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган:

– жалоба на решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (об отмене решения полностью или в части);

– примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– примерная форма апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– примерная форма дополнения к апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган;

– примерная форма заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа;

– ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы в налоговый орган;

– заявление об отзыве жалобы, поданной в налоговый орган;

– примерная форма ходатайства о рассмотрении жалобы с участием лица, подавшего жалобу;

– жалоба на неправомерное бездействие налогового органа, выразившееся в непредоставлении копий изъятых в рамках выездной налоговой проверки документов;

– жалоба об отмене требования налогового органа о повторном предоставлении документов;

– жалоба на нарушение налоговой службой сроков возврата излишне уплаченных средств по налогам и сборам и срока направления ответа;

– примерная форма жалобы на решение налогового органа о принятии обеспечительных мер;

– примерная форма жалобы в вышестоящий налоговый орган на бездействие налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

4.2. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для организаций и ИП):

– заявление о признании незаконным решения налогового органа в части привлечения к ответственности в связи с наличием смягчающих обстоятельств (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);

– заявление о признании недействительным требования налогового органа о повторном предоставлении документов.

– примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании решения налогового органа;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

– примерная форма письма в налоговый орган о предъявлении к исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом;

– примерная форма ходатайства в арбитражный суд о приобщении к материалам дела доказательств;

– примерная форма письменных пояснений, представляемых в арбитражный суд;

– примерная форма ходатайства в арбитражный суд о вызове свидетеля;

– примерная форма заявления в арбитражный суд об изменении предмета заявленного требования;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о признании незаконным бездействия налогового органа по неотзыву (неприостановлению исполнения) инкассового поручения из банка;

– примерная форма апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма отзыва на апелляционную жалобу на решение арбитражного суда по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма кассационной жалобы на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма отзыва на кассационную жалобу на решение и постановление арбитражных судов первой и второй инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма кассационной жалобы на решение и постановления арбитражных судов первой, второй и третьей инстанций по делу об оспаривании актов налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя;

– примерная форма искового заявления в арбитражный суд об освобождении имущества от ареста;

– примерная форма заявления в арбитражный суд о приостановлении реализации арестованного имущества;

– примерная форма заявления о приостановлении исполнительного производства в связи с предъявлением иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества;

4.3. При обжаловании в суд решений и актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (для физических лиц (не ИП)):

– примерная форма административного искового заявления в суд общей юрисдикции об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

– примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о применении мер предварительной защиты административного истца в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа;

– примерная форма апелляционной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма возражений на апелляционную жалобу на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц;

– примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц и апелляционное определение вышестоящего суда;

– примерная форма кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц, апелляционное определение вышестоящего и постановление президиума вышестоящего суда;

– примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении исполнительного производства в связи с оспариванием постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика – организации (индивидуального предпринимателя);

– примерная форма жалобы, поданной в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя;

– примерная форма искового заявления в суд общей юрисдикции об исключении имущества из описи;

– примерная форма заявления в суд общей юрисдикции о приостановлении реализации арестованного имущества.

4.4. При обращении налоговых органов в суды с требованиями о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов:

– примерная форма возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда о взыскании обязательных платежей и санкций;

– примерная форма ходатайства о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа арбитражного суда;

– примерная форма отзыва в арбитражный суд на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

– примерная форма объяснений в арбитражный суд по существу возражений на заявление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

– примерная форма возражений мировому судье относительно исполнения судебного приказа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов;

– примерная форма ходатайства мировому судье о восстановлении пропущенного срока на представление возражений относительно исполнения судебного приказа;

– примерная форма возражений относительно административных исковых требований налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов.

4.5. При спорах с налоговыми органами по делам об административных правонарушениях

– примерная форма объяснений при составлении протокола об административном правонарушении;

– примерная форма объяснений при рассмотрении дела об административном правонарушении;

– примерная форма жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

– примерная форма претензии к банку о возмещении ущерба и уплаты процентов в случае неправомерного исполнения инкассового поручения налогового органа.

Источник: https://base.garant.ru/57236622/

Возражения на акт налоговой проверки

Пояснения к акту налоговой проверки образец

Возражения на акт налоговой проверки – это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст.101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст.101.4 НК РФ).

Возражения могут быть поданы следующими способами:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Сроки написания возражений на акт налоговой проверки

Налоговые инспекторы провели проверку вашей организации — камеральную либо выездную.

Обнаружив нарушения, налоговая инспекция решила привлечь вашу организацию к ответственности, либо доначислить налоги и пени.

Но еще до привлечения к налоговой ответстенности налоговый орган обязан выполнить ряд обязательных процедур, в число которых включена процедура по составлению акта налоговой проверки.

Итак, по окончании проведения любой проверки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) обязаны в установленные сроки составить акт налоговой проверки, где указываются все выявленные ими нарушения. Таким образом, акт налоговой проверки) – это первый итоговый документ, фиксирующий результаты проверки.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

По правилам пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ (далее – НК), акт налоговой проверки должен быть вручен подвергшемуся проверке лицу не позднее чем через пять дней с момента составления акта. Сам же акт оформляется в следующие сроки:

Если налогоплательщик не согласен с изложенными в акте фактами, то он может написать свои мотивированные возражения в течение одного месяца, начиная со дня следующего за получением акта налоговой проверки. Порядок представления возражений в налоговый орган един для камеральной и выездной проверок.

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то налоговые органы могут направить акт налоговой проверки по почте заказным письмом. Тогда датой его вручения считается шестой рабочий день, считая со дня отправки письма. При этом дата фактического получения документов значения не имеет.

При этом доказать факт уклонения от получения акта обязан налоговый орган.

Если письмо пришло с опозданием, что не позволило компании ознакомиться с материалами проверки и представить возражения на акт, это также может послужить основанием для отмены решения.

Достаточно часто у налогоплательщика возникнет необходимость ознакомиться с материалами проверки. Налоговый орган (согласно п. 2 ст. 101 НК РФ) не вправе отказать в этом.

Оформление и содержание возражений

Возражения составляется в письменной форме  – так предписывает статья 139.2 НК, введенная Законом № 153-ФЗ от 02.07.2013. Никаких других требований к этому документу в Налоговом кодексе РФ нет. Статья 139.2 НК определила перечень сведений, которые необходимо отразить жалобе, которые можно применять и к возражениям.

Хотя требований об изложении возражений на фирменных бланках организаций нормативно и не установлено, можно признать это обычаем делового оборота.

Сами возражения можно условно разделить на 3 части:

  • вводная (самая короткая часть возражений, состоящая, как правило, из 1 – 3 абзацев);
  • описательная (основная часть возражений);
  • резолютивная.

В вводной части излагается информация о самой проверке, основаниях ее проведения, ее фактическом периоде проведения, составе проверяющих, на какой именно акт налоговой проверки составляется возражение, указав дату и номер этого документа. Формулировка при этом может быть следующей:

“В период с _____ по ____ ИФНС по ______________ району _________ области была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № ____ от __.__.____.

По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме …, начисленные на нее пени в сумме … , а также штрафы в размере … . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Налогоплательщик  не  согласен  с  фактами,  изложенными  в  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем  на основании   пункта   6  статьи  100  части  первой  Налогового  кодекса  РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки. … “.

В описательной части возражений излагаются все аргументы и доводы налогоплательщика. Здесь можно указывать любые доводы (как бесспорные, так – спорные и сомнительные) – это право налогоплательщика, но для начала необходимо понять, какие нарушения, отраженные в акте, действительно имеют место, а какие – домыслы налоговиков.

Затем – необходимо оценить, будет ли организация оспаривать те замечания, которые действительно имеют место. Это можно сделать путем устранения замечаний, выявленных налоговыми органами, т.е. представить уточненные налоговые декларации, в которых отразить и сумму доначисленного налога, и сумму неучтенных расходов или непринятых вычетов. Все это позволит снизить размер штрафа и пени.

Кроме того, если компания имеет возможность восстановить недостающие документы или исправить недочеты в имеющихся документах, то об этом также стоит позаботиться и представить исправленные или восстановленные документы вместе с возражениями. В этой части налоговый орган также должен будет снизить размер доначисленного налога с учетом внесенных исправлений.

Свои доводы лучше излагать подробно с указанием оспариваемого пункта акта и пояснением – почему организация поступила так и не иначе.

Желательно, чтобы ваши доводы подтверждались ссылками на законы, разъяснения Минфина и ФНС РФ, судебной практикой и документацию самого налогоплательщика (с ее приложением) – с такими аргументами налоговикам спорить будет трудно.

Также необходимо указать на:

  • ошибки в расчетах проверяющих (если таковые имеют место в акте);
  • ситуации, связанные с неверной оценкой документов и фактов
  • ошибки или искажения, неверную интерпретацию хозяйственных операций налогоплательщика.

Излагать свои доводы лучше по тексту акта последовательно.

Все нарушения можно разделить на 2 группы:

  • нарушение процесса проведения проверки (т.е. порядка и процедуры ее проведения);
  • нарушение норм материального права (т.е. толкование налоговым органом содержания нормативных актов)

Если организация оспаривает акт налогового органа только в части порядка проведения проверки, то руководитель налогового органа может вынести решение о проведении мероприятий дополнительного контроля, что позволит устранить налоговым органом процедурные упущения. Поэтому лучше составлять возражения на акт налоговой проверки опираясь не только на процессуальные недочеты, но и на те упущения, которые налоговые органы сделали по существу проверки.

При этом следует помнить, что организация вправе обжаловать решение о привлечении ее к налоговой ответственности в судебном порядке лишь в той части, которая обжаловалась в вышестоящий налоговый орган т.к. только в этом случае будет соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора (такой вывод следует из системного толкования п. 5 ст. 101.2 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).

описательной части возражений может выглядеть так:

Факты,  изложенные  в  акте  налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам: _____________________________ (излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие).

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют __________________ (указываются законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика, не соответствуют выводы проверяющих

В резолютивной части возражений подводится итог и указывается общая сумма доначисленных налогов, с которой организация не согласна, с разбивкой по периодам и суммам (или сумма налога, в возмещении которой отказано).

Формулировка резолютивной части может быть следующей:

Учитывая  вышеизложенное,  в  соответствии  со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

1)  вынести  решение  об  отказе  в  привлечении  к  ответственности за совершение налогового правонарушения;

2)  не  доначислять  налог  и  не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Также в резолютивной части (чтобы не давать лишний повод налоговикам рассмотреть возражения без вас) лучше написать, что организация просит уведомить ее о дате, месте и времени рассмотрении возражений указав при этом контактное лицо, адрес (место нахождения организации), телефон, факс (если эти сведения отличаются от тех, которые указаны на фирменном бланке организации).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/vozrazheniya-na-akt-nalogovoj-proverki.html

Как написать возражение на акт налоговой проверки

Пояснения к акту налоговой проверки образец

Возражение на акт налоговой проверки — это встречный письменный документ, который подает проверяемое лицо, если оно не согласно с фактами, изложенными в акте.

В данном материале расскажем, на что именно можно возразить подобным образом, как и в какие сроки подать названный документ и как его оформить.

Поговорим и о том, что будет после подачи возражений и как выглядит образец возражения на акт налоговой проверки (пример, которым каждый заинтересованный налогоплательщик может всопользоваться, также будет в статье).

В числе прав налоговых органов (по ст. 31 НК РФ) присутствует проведение налоговых проверок (НП) — совокупности процедур, контролирующих верность подсчёта, а также полноту и своевременность оплаты обязательных платежей.

Контролировать могут камерально или на выезде. В первом случае сотрудники ИФНС анализируют информацию, которую предоставило проверяемое лицо, плюс имеющиеся у них данные, в своих служебных кабинетах.

Во втором случае указанный анализ производят там, где находится проверяемое лицо. Проверять могут:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Результаты проверки (наличие нарушений либо их отсутствие) отражаются в акте, его форму определяет Приложение N 23 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Выявленные проверкой нарушения чаще всего и становятся поводом для документально оформленных возражений. Причем подать их можно как относительно всего перечня выявленных нарушений, так и его части.

Сроки подготовки спорного документа

Сроки изготовления акта зависят от вида проверки и варьируются следующим образом:

  • десятидневный срок после завершения (речь всегда о рабочих днях, если не указано иное) — при камеральной;
  • в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной;
  • в течение трех месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной, относительно консолидированной группы налогоплательщиков (Гл. 3.1 НК).

Акт НП в пятидневный срок с его даты вручают лицу, которое проверяли (либо его представителю под расписку). Данный документ могут передать другим способом, который свидетельствует о дате его получения.

Уклонение от получения документа фиксируется в нем, после чего он направляется по почте заказным письмом в место нахождения организации (обособленного подразделения) или место жительства физического лица. Датой вручения при таком развитии событий считается шестой день после отправки заказного письма.

Если проверяли консолидированную группу налогоплательщиков, акт (в десятидневный срок с его даты) вручают ответственному участнику указанной группы.

Для иностранной организации, у которой нет обособленного подразделения на территории РФ (за вычетом международной организации, диппредставительства, иностранной организации, которую ставят на налоговый учёт по п.

4.6 ст. 83 НК), акт НП направляется почтой (заказным письмом) по адресу из единого государственного реестра налогоплательщиков. При этом 20-й день после отправки заказного письма будет датой вручения документа.

Как и в какие сроки подать письменные возражения

Подача возражений на акты налоговых проверок (лично или через представителя) происходит одним из следующих способов:

  • через почту;
  • через канцелярию либо окно приема документов налоговой.

Напомним: при несогласии с фактами, отмеченными в акте НП, а также с выводами и предложениями налоговиков лицо, которое проверяли (его представитель), вправе предоставить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по документу целиком или частично.

На это дается месяц со дня получения документа. Причем указанную бумагу можно дополнить документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность протеста.

Как оформляют и что отмечают в возражениях

Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):

  1. Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
  2. Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
  3. Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.

Образец письменного возражения по акту налоговой проверки

Приведённый ниже образец является универсальным. Следовательно, его можно использовать и как образец возражения на акт камеральной налоговой проверки, и как образец возражения на акт выездной налоговой проверки.

Что будет после подачи письменных возражений

Руководитель проверявшего органа или его заместитель рассматривает письменные возражения на итоги проверки. Это может происходить как в присутствии возражающего лица, так и без него.

В любом случае указанное лицо извещается о времени и месте такого рассмотрения. При ненадлежащем извещении об этом либо при отсутствии проверяемого лица, когда его явка обязательна, рассмотрение будет отложено.

При явке на рассмотрение можно (и устно, и документально) пояснять ситуацию.

Результат разбора — это конкретное решение, которое появляется через десять дней после окончания месяца на обжалование. Рассматривать соответствующие материалы и выносить итоговое решение могут и дольше, максимум на месяц.

Итоговым решением может быть:

  • проведение таких дополнительных контрольных мероприятий, как истребование документов, допрос свидетеля, экспертиза;
  • привлечение к ответственности за налоговое нарушение;
  • отказ в этом.

Как составить возражение на акт налоговой проверки — Audit-it.ru

Пояснения к акту налоговой проверки образец

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

Налоговые проверки – одна из важнейших форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

При этом налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков налоговые проверки двух видов (ст. 87 НК РФ):

  • камеральные налоговые проверки;

  • выездные налоговые проверки.

Из п. 1 ст. 100 НК РФ следует, что по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов в обязательном порядке должен быть составлен акт налоговой проверки. По результатам же камеральной налоговой проверки акт составляется не всегда, а только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки, хотя он и фиксирует результаты проведенных проверочных мероприятий и выводы проверяющих, является всего лишь промежуточным документом. Акт налоговой проверки, наряду с другими документами и информацией, участвует при рассмотрении материалов налоговой проверки и вынесении решения (ст. 101 НК РФ). А вот уже решение является итоговым документом по налоговой проверке.

Соответственно, акт налоговой проверки, в силу своего промежуточного статуса, не может содержать обязательных (императивных) предписаний и сам по себе не может нарушать права и интересы налогоплательщика. Именно поэтому акт налоговой проверки отдельно обжаловать нельзя. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 № 766-О-О).

Тем не менее, зафиксированные в акте налоговой проверки факты, результаты и выводы являются важнейшей предпосылкой для вынесения решения по налоговой проверке. На этом этапе важно выяснить и позицию второй стороны.

Поэтому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), наделяется правом представить письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

При этом предусматривается также возможность приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения по акту налоговой проверки – это своего рода встречный, «контратакующий» документ. Цель таких возражений – повлиять на итоговое решение по налоговой проверке.

Алгоритм представления возражений на акт налоговой проверки является единым для выездных и камеральных налоговых проверок, регулируется немногочисленными процедурными нормами НК РФ и на первый взгляд выглядит относительно простым. Но на практике это далеко не всегда так и нередко некоторые спорные аспекты и неясности все же возникают.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые вопросы составления и представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки. Материал статьи применим и к плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам. А вот консолидированные группы налогоплательщиков мы оставим за рамками статьи.

Обязательно ли возражать на акт налоговой проверки или может быть иногда стоит «попридержать» свои аргументы для вышестоящего налогового органа и (или) суда?

Начнем с того, что представление возражений на акт налоговой проверки – это право налогоплательщика.

Как показывает практика, если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа по налоговой проверке и при этом готов настойчиво отстаивать свою позицию, налоговый спор крайне редко заканчивается на стадии вынесения решения по результатам налоговой проверки.

Как правило, такие налоговые споры продолжаются на стадии обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и далее – в суд.

В связи с этим возникают вопросы по тактике и стратегии защиты: на какой стадии налогового спора налогоплательщику следует раскрывать все «карты»? Могут ли возникнуть неблагоприятные для налогоплательщика последствия, если он раскроет те или иные свои контраргументы слишком рано или, напротив, – на поздних стадиях налогового спора?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Все зависит от конкретных обстоятельств налогового спора и от того, о каких контраргументах налогоплательщика идет речь.

Но для ориентира попробуем выделить несколько ситуаций (в них мы рассматриваем контраргументы и документы, которые в принципе имеются у налогоплательщика на момент представления возражений; понятно, что если они появляются позже, то вопросы отпадают сами собой):

1. Контраргументы налогоплательщика основаны исключительно на альтернативном (отличном от позиции налогового органа) толковании норм налогового законодательства.

Иными словами, налогоплательщик спорит не о вопросах факта (конкретные обстоятельства хозяйственной деятельности, события, действия, те или иные числовые либо натуральные показатели и т.д.

), а о вопросах права (как толковать и применять ту или иную норму законодательства в конкретной ситуации).

Как правило, нет ничего плохого, если такие контраргументы налогоплательщик полностью раскроет уже на этапе представления возражений на акт налоговой проверки (в т.ч. со ссылкой на судебную практику, разъяснения налоговых и (или) финансовых органов, подтверждающие позицию налогоплательщика). Это сразу продемонстрирует «подкованность» и серьезность намерений налогоплательщика.

Но, нужно понимать, что если позиция налогового органа о толковании и применении налоговой нормы имеет «изъян» в анализе и исследовании самой ситуации (например, налоговый орган в ходе налоговой проверки изучил/запросил не все документы, не все объекты осмотрел или не всех лиц опросил), то, получив такие контраргументы от налогоплательщика при возражении на акт налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.п. 1, 6, 6.1 ст. 101 НК РФ) с целью как раз устранения этого «изъяна», а уже затем вынести итоговое решение по налоговой проверке. В таких случаях, возможно, стратегически более правильным для налогоплательщика будет не раскрывать раньше времени свои контраргументы, чтобы не подталкивать налоговый орган к исправлению «изъянов» в налоговой проверке (после вынесения решения по итогам налоговой проверки возможности налогового органа по выяснению и надлежащей фиксации дополнительных обстоятельств значительно снижаются).

В любом случае ни вышестоящий налоговый орган, ни суд не откажутся принимать такие контраргументы на последующих стадиях налогового спора.

2. При определении размера недоимки и (или) пеней, штрафов налоговый орган допустил ошибки в расчетах.

Контраргументы по этому поводу однозначно следует отразить в возражениях на акт налоговой проверки. Такие контраргументы уж точно не следует держать в «загашнике».

Но если все-таки по каким-то причинам налогоплательщик не отразил такие контраргументы в возражениях на акт налоговой проверки, ни вышестоящий налоговый орган, ни суд не откажутся принимать их на последующих стадиях налогового спора.

3. При проведении в ходе налоговой проверки тех или иных мероприятий либо при ином получении доказательств налоговым органом допущены процедурные (формальные) нарушения.

Об этом точно не стоит упоминать в возражениях на акт налоговой проверки.

На этом этапе такие замечания вряд ли приведут к положительному для налогоплательщика результату, а вот «попасть» на дополнительные мероприятия налогового контроля (п.п. 1, 6, 6.1 ст.

101 НК РФ), при которых налоговый орган попытается исправить свои ошибки или подстраховать свои выводы с помощью «чисто» полученных дополнительных доказательств, – вполне возможно.

Такие замечания налогоплательщика будут значительно весомее и ценней на последующих стадиях налогового спора – при обжаловании решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

4. Контраргументы налогоплательщика основаны на документах, которые налоговый орган не истребовал и налогоплательщик не предоставлял при проведении налоговой проверки.

Здесь, с одной стороны, у налогоплательщика тоже может возникнуть соблазн не «раскрываться» раньше времени, чтобы опять же не провоцировать налоговый орган на дополнительные мероприятия налогового контроля в поисках дополнительных «перевешивающих» доказательств.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/998269.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.